Великие реформы александра ii

2. конспект для ученика по теме «реформы 1860-1870-х гг.»

Содержание реформ

Первой и самой важной реформой была отмена крепостного права. Крепостное право к тому периоду находилось в глубоком кризисе и нуждалось в упразднении, а крестьянское недовольство могло вылиться в масштабные волнения по всей империи

С 1857 г. Секретный комитет разрабатывал проект реформы, а в 19 февраля 1861 г. был выпущен Манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости».

Согласно этому положению крестьяне получали личную свободу и возможность распоряжаться своей собственностью; земля же оставалась в собственности помещиков, и крестьянин должен был работать на отданном ему участке, пока не отработает выкуп за нее (барщиной или оброком). После реформы крепостные крестьяне перешли в разряд временнообязанных. В деревне по-прежнему сохранялась сельская община, а положение определяло структуру, права крестьянского самоуправления. Эта реформа фактически не сильно поменяла положение крестьян, поскольку они не получили землю, а должны были, как и прежде, работать на земле помещика и платить ему оброк или отрабатывать барщину. Тем не менее, крестьяне получили личную свободу, став полноправными членами общества.

В ходе финансовой реформы 1860-1864 гг. был создан Государственный, земской и коммерческий банки. Деятельность банков, в основном, была направлена на поддержку промышленности. Также были созданы контрольные органы, которые не зависели от местных органов власти и которые должны были проводить проверку финансовой деятельности органов власти.

Реформа среднего образования способствовала распространению принципа общедоступного образования для всех сословий. Для этого были открыты новые начальные школы и гимназии. Кроме того, открываются женские гимназии, и женщины начинают допускаться на государственную службу.

В 1863 г. был издан Университетский устав, определявший порядок функционирования университетов. Этот устав считается наиболее либеральным из всех университетских уставов дореволюционной России. Согласно его положениям, каждое высшее учебное заведение должно было иметь 4 факультета: историко-филологический, физико-математический, юридический и медицинский (только в Петербургском этот факультет был заменен Восточным). Во главе университета стоял ректор (выбирался раз в четыре года Советом), а факультетов – деканы. В целом этот устав предоставил университетам большую самостоятельность, создал благоприятные условия для научной и учебной деятельность, способствовал утверждению достаточного числа квалифицированных преподавателей, и предусматривал целый ряд специальных мер по освоению наук.

Земская реформа 1864 г. предусматривала создание системы местного самоуправления в сельской местности – земских учреждений (земств). Появлялись земские собрания и земские управы, которые были выборные и бессословные. Они состояли из 6 человек, которые назначались земскими собраниями (собирались один раз в год). Они занимались местными хозяйственными делами: строительство и содержание школ и больниц, вопросами местной торговли, приведение в порядок путей сообщения, обеспечением народного продовольствия, взиманием налогов на местные нужды.

Судебная реформа 1864 г. сформировала новые принципы судопроизводства: бессословность, гласность, независимость, отделение судебной власти от административной, состязательный характер судопроизводства, введение суда присяжных и т.д. Это способствовало совершенствованию судебной системы, а принципы, заложенные тогда, используются в судопроизводстве и по сей день.

В 1865 г. была проведена цензурная реформа, принципы которой поддерживали курс прежних императоров. Был установлен контроль над всем, что публикуется, так как в России была развита революционная деятельность.

Городская реформа 1870 года, в основном, была направлена на благоустройство городов, развития рынков, здравоохранения, образования, установления санитарных норм и т.д. Однако реформа затронула не все города, а только 509 из 1130. Так, принципы реформы не были применены для городов, находящихся на территории Польши, Финляндии, Средней Азии.

Военная реформа, фактически завершенная к 1874 г. предусматривала замену рекрутского набора на всесословную повинность (служба 6 лет, а затем в запас), модернизацию вооружение, развитие флота, обучение личного состава, что сделало российскую армию одной из лучших в мире.

Последствия реформ

Реформы Александра II оказали сильное влияние на последующее развитие страны:

  • появились перспективы и возможности для построения капиталистической модели экономики: был снижен уровень государственного регулирования экономической сферы, сформировался свободный рынок рабочей силы; однако промышленность все еще не была готова к восприятию капиталистической модели;
  • были заложен фундамент формирования гражданского общества: население получило больше прав и свобод, чему способствовали реформы образования, городская и экономическая реформы, отмена крепостного права;
  • усилилась оппозиция: поскольку реформы носили довольно либеральную окраску, соответствующие движения получили возможности для развития и начали набирать силу.

Военная реформа 1861 – 1874 гг.

  • Сокращение личного состава армии на 40%.
  • Создание военных округов (во главе с главнокомандующими, они же – генерал-губернаторы) в целях совершенствования военного управления. 
  • Расширение сети военно-учебных заведений для подготовки офицеров: 1863-1864гг. – учреждение юнкерских училищ, военных гимназий, академий.
  • Введение новых воинских уставов.
  • Осуществление перевооружения армии (нарезное скорострельное оружие, артиллерия, паровой флот).
  • Отмена рекрутской системы комплектования армии.
  • 1 января 1874г. – введение всеобщей воинской повинности, которая распространялась на всё мужское население, достигшее 20-летнего возраста (с 1888 г. -21 года).
  • Срок службы составлял 6 лет в сухопутных войсках и 7 лет – на флоте.

Существовала гибкая система льгот, отсрочек, а также освобождения от воинской службы.

Земская реформа (изменение местного самоуправления)

Для реорганизации системы местного самоуправления в 1864 году императором были подписаны «Земские положения». Они формировались на двух уровнях:

  1. Уездные земские собрания. Избирались раз в 3 года. Состояли преимущественно из дворян.
  2. Представители в губернские земские собрания избирались уездными органами. 

 Уездное население подразделялось на 3 курии (группы):

  • землевладельцы;
  • городские избиратели;
  • выборные от крестьян (сельских жителей).

В первую и вторую курии входили лица с годовым доходом свыше 6 тысяч рублей. Для крестьян были организованы многоступенчатые выборы.

В сферу обязанностей земских собраний входило:

  • установление направления деятельности земства;
  • в конце года – контроль деятельности земских управ.

Работа земских органов наиболее проявилась в создании новых больниц и школ. Но полноценными органами самоуправления земства так и не стали.

Реформа образования

Реформирование образования проводилось в несколько этапов и на всех уровнях:

  • 18 июня 1863 – принят «Университетский указ»;
  • 14 июля 1864 – «Положение о народных училищах»;
  • 18 ноября 1864 – «Устав гимназий и прогимназий».

Начальные школы

Особенностью реформы начального образования стало разрешение частным лицам и общественным учреждениям создавать школы. Срок обучения составлял 3 года. Появились такие типы образовательных заведений:

  • воскресные;
  • церковноприходские;
  • частные;
  • земские;
  • государственные.

Средняя школа

Основным звеном среднего образования были гимназии. Они делились на 2 типа:

  1. Классические. Занимались подготовкой учеников к поступлению в университет.
  2. Реальные. Готовили учеников к поступлению в технические учебные заведения.

В гимназиях обучение длилось 7 лет. Историки говорят о делении людей того времени на сословия с учетом полученного ими образования: классические гимназии – высшее образование, реальные гимназии – торговцы и промышленники. 

Стать учеником гимназии мог человек любого сословия. Однако, обучение было платным, что фактически перекрывало доступ части населения к получению среднего образования. 

1862 год считается датой появления первых женских гимназий. Программа в таких заведениях отличалась. Но впервые в истории России женщины получили право на образование. 

Высшее образование

Принятие Университетского устава было началом всех образовательных реформ Александра II и установило их хронологию – 1863-64 года. Университеты получали автономию и право избирать ректора и декана своим советом профессоров. Представители этих должностей имели право:

  • принимать на работу и увольнять преподавателей;
  • утверждать программу обучения;
  • формировать учебные планы и дисциплины;
  • решать финансовые вопросы.

Женщинам предоставлялась возможность получить высшее образование. Для этого создавались высшие женские курсы. Они были расположены в Москве, Казани, Киеве и Петербурге.

Проведенные реформы были направлены на формирование всеобщего образования. Однако, реальные результаты были достигнуты только в сфере начального образования. Для большей части населения среднее и высшее образование оставалось недоступным, в связи с высокой платой за обучение.

Военная реформа

В военной сфере реформы представляли собой систему мер, направленную на укрепление боеспособности российской армии и флота. Результаты Крымской войны показали несостоятельность армейской организации в целом. Проведением преобразований в этой отрасли занимался военный министр Д. Милютин. 

В 1874 году был подписан «Устав о воинской повинности». Им предусматривалось:

  • введение всеобщей воинской повинности вместо рекрутских наборов;
  • призывались здоровые мужчины, достигшие 20 лет;
  • срок службы в сухопутных войсках составлял 6 лет и 9 лет пребывания в запасе;
  • срок службы на флоте составлял 3 года и 7 лет пребывания в запасе;
  • в зависимости от полученного образования и семейного положения срок службы мог уменьшаться.

В мирное время на действительной службе находилось 25-30% призывников. 

Управление армией было подвергнуто усовершенствованию. Было сформировано 15 военных округов, на территории которых были расквартированы войска. Их возглавлял командующий, который подчинялся непосредственно министру.

Значимой стала реорганизация системы военного образования. Были ликвидированы кадетские корпуса. Созданы были военные гимназии с улучшенной учебной программой. Их выпускники могли в дальнейшем продолжить обучение в различных учебных организациях.

Военное образование предоставляли юнкерские училища:

  • пехотные;
  • кавалерийские;
  • военно-инженерные;
  • артиллерийские.

Высшее образование можно было получить в академиях Генерального штаба, артиллерийских. 

Воспитание солдат было построено не на муштре и жёсткости, а на выполнении священного долга по защите отечества. 

Реформы коснулись перевооружения. Парусные деревянные корабли заменили паровыми металлическими судами. Сухопутные войска были оснащены скорострельными винтовками, новым артиллерийским снаряжением.

Результатами 20-летнего введения военных реформ стало формирование боеспособной, хорошо организованной и вооруженной армии. Что и было продемонстрировано в последующих военных кампаниях Александра II. 

Кратко о личности Александра II

Император Александр II известен в истории как монарх-реформатор. Таких масштабных изменений Россия не испытывала со времён Петра I. Историки отмечают, что его действия порой были противоречивыми.

Будущий император был хорошо образован, владел тремя иностранными языками, его наставником по праву был Михаил Сперанский, автор многих законопроектов при Александре I. К государственному управлению отец его готовил со всей серьезностью.

Александр был введён в Сенат, Синод, Государственный совет и Кабинет министров. Так же принимал участие в Крымской войне, стоял во главе столичного гарнизона. После смерти Николая I, правление молодого императора началось с завершения военных действий и заключения Парижского мира (1856). Поражение России заставило Александра II задуматься о его причинах и всесторонне оценить обстановку в государстве.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Феодальный строй и крепостное право в России не соответствовало веяниям и техническому развитию второй половины 19 века. Это стало причиной промышленной отсталости империи и поражения её в Крымской войне. Помещики предпочитали использование крестьянского труда, а не внедрение каких-либо технологий. Крестьянство нищало, повсеместно назревали забастовки и голодовки. Что приводило к разорению поместий и, соответственно, уменьшению поступлений в государственную казну. Экономика России находилась в шатком положении и требовала срочных и масштабных реформ. Проигрыш в войне повлиял и на настрой крестьянства, оно утратило доверие к правительству окончательно.

Такая нестабильная обстановка и стала предпосылкой для принятия Александром II решения о проведении реформ во всех значимых сферах. Самым насущным был вопрос отмены крепостного права – император предложил провести этот процесс «сверху» (указом), пока народ не провёл его сам «снизу» (путем революции).

Государственные реформы Александра 2

18 февраля 1855 года (2 марта — по новому стилю) скончался император Николай I, известный своей реакционностью и консерватизмом. Ему на смену пришел Александр II, взгляды которого на будущее России в значительной мере отличались от взглядов его отца.

Александр Николаевич еще в ранней молодости объехал почти всю страну. Он стал первым правителем России, побывавшим в Сибири. Не понаслышке он знал о тех проблемах, которые существовали в государстве и мешали его дальнейшему развитию.

Вступление на престол Александра II стало началом «оттепели». Он сумел закончить в 1856 году начатую его отцом Крымскую войну с минимальными территориальными потерями. Также им был предпринят ряд мер по демократизации общественной жизни.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Первые либеральные мероприятия Александра II:

  • послабления политзаключенным — в частности декабристам и петрашевцам;
  • ликвидация военных поселений;
  • дарование ряда льгот.

Пример 1

Одним из помилованных лиц стал писатель Федор Михайлович Достоевский. Он отбывал наказание на каторге, а затем на поселении из-за участия в кружке петрашевцев. Ему возвратили гражданские права и разрешили снова печататься.

Уже в самом начале правления император приблизил к себе «просвещенных бюрократов» и начал подготовку к преобразованиям. Активная фаза реформ проходила с 1860-х по 1870-е годы.

«Великие реформы» — обширные преобразования во внутреннем устройстве Российской империи, охватившие практически все сферы жизни. Проводились Александром II при поддержке просвещенной части общества.

Основные реформы Александра II

Значимыми во время правления Александра II были преобразования:

  • Крестьянская реформа, 1861;
  • Финансовая реформа, 1863;
  • Реформа образования, 1863;
  • Земская реформа, 1863;
  • Судебная реформа, 1864;
  • Реформа государственного самоуправления, 1870;
  • Военная реформа, 1874.

Реформой, которая способствовала бы изменению социального и политического положения Российской империи, была отмена крепостного права. Так же остро стоял вопрос изменения военного уклада. С решения этих проблем и начал свою деятельность Александр II в первые годы своего правления.

Крестьянская реформа

Обсуждение путей решения крестьянского вопроса началось с 1857 года. Были созданы местные дворянские комитеты, которые были обязаны предоставить проекты освобождения крестьян для своих губерний. В процессе работы над проектами помещики стремились выставить наиболее выгодные для них условия.

В 1859 году все местные предложения перешли в рассмотрение Редакционной комиссии, задачей которой было составить единый законопроект для всей страны. Во главе комиссии стоял Я. И. Ростовцев. Создавая Положение вместе с другими либерально настроенными чиновниками, он стремился учитывать интересы крестьянства.

В 1860 году проект подвергся цензуре со стороны правительственных сановников, поэтому в итоговом документе интересы помещиков стояли не первом плане.

19 февраля 1861 года императором было подписано «Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости». Основными пунктами были следующие:

  • отменялась вотчинная власть помещика над крестьянином (вмешательство в личную и хозяйственную жизнь);
  • крепостные стали «временнообязанными» – временно сохранялись оброк и барщина (9 лет);
  • крестьянин должен был выкупить в течение 9 лет у помещика землю, заплатив 20% от её стоимости;
  • остальную стоимость земли необходимо было выплачивать государству в течение 49 лет.

Данное Положение не привнесло ожидаемую свободу в жизнь крестьянства. Площади выделенных земель часто были меньше тех, которые ранее выделялись помещиками. Участки предоставлялись малоплодородные или в местах со сложными для хлебопашества условиями. Средств на выплату за надел не было, поэтому в счёт погашения долга приходилось отрабатывать на землях, принадлежащих помещику. На разработку своего участка у многих не оставалось ни времени, ни сил. Цена, выплачиваемая помещику и государству за землю, была завышена. На момент полного погашения выкупа, крестьянин платил втрое выше её реальной стоимости.

Ликвидация военных поселений

Одним из первых шагов на пути к восстановлению военной мощи империи стало упразднение военных поселений. Данные образования были созданы в годы правления Александра I с целью улучшить комплектование армии и укрепить положение военнослужащих во время несения службы и после отставки. Однако, они не оправдали ожиданий. В поселениях царила жёсткая дисциплина и надзор начальства над всеми сферами жизни. Проведение сельскохозяйственных работ строго регламентировалось вне зависимости от погодных условий и необходимости. Военнослужащие не были приспособлены к качественному возделыванию земель, поэтому часто их хозяйства приходили в упадок. Всё это привело к недовольству и периодически возникающим бунтам в поселениях. 

Придя к власти, Александр II отправил Д. Столыпина в южные поселения для оценки обстановки. Получив донесение флигель-адъютанта о результатах поездки, император в 1857 году принял решение о ликвидации военных поселений и передачи их в управление министерства государственных имуществ.

Основные предпосылки, что было причиной

Россия к середине XIX века сохраняла пережитки феодальных отношений. Наличие крепостного права было одним из главных факторов, препятствующих развитию капитализма. Существующая система хозяйствования полностью себя исчерпала. 

Одним из непосредственных поводов к проведению реформ стала Крымская война. Она опустошила казну, привела к обесцениванию национальной валюты, наглядно показала отсталость России в техническом, экономическом и военном отношении.

Примечание 1

Крымская война 1853–1856 — война между Российской империей с одной стороны и коалицией государств в составе Турции, Франции, Великобритании и Сардинии с другой. Россия стремилась усилить свое влияние в восточном регионе, особенно на Балканах, но ей это не удалось.

Поражение в Крымской войне сильно ударило по международному авторитету Российской империи и ослабило ее внешнеполитические позиции. Необходимость перемен стали понимать многие представители правящей элиты.

Плюсы и минусы, цели проведения

Цели «Великих реформ»:

  1. Повышение эффективности сельского хозяйства.
  2. Высвобождение рабочих рук для развития промышленности.
  3. Оздоровление финансового сектора.
  4. Создание независимой судебной системы.
  5. Укрепление обороноспособности страны.
  6. Введение элементов самоуправления.
  7. Улучшение благосостояния граждан страны.
  8. Распространение просвещения.

Примечание 2

Конечной целью осуществления преобразований должно было стать вхождение России в число передовых держав мира.

Плюсы реформ:

  • охватывали разные стороны жизни общества;
  • стремились к демократизации и либерализации;
  • предоставляли больше прав гражданам;
  • создавали благоприятные условия для развития экономики.

Недостатки:

  • крестьянская реформа носила половинчатый характер и во многом способствовала сохранению сословного характера общества;
  • слишком быстрый темп проведения реформ вызвал большое сопротивление среди консервативно настроенных лиц;
  • отсутствие реальных рычагов управления приводило к тому, что многие преобразования саботировались на местах или проводились формально;
  • рост революционных настроений привел к тому, что к концу правления Александра II усилились репрессии и наметилась тенденция к ужесточению внутренней политики.

Примечание 3

1 (13) марта 1881 года царь-реформатор был убит народовольцами. Ему на смену пришел его сын, который был настроен гораздо более консервативно. В эпоху царствования Александра III многие реформы были свернуты.

Историческое влияние реформ

Реформы эпохи Александра II имели большое историческое значение для дальнейшего развития Российской империи. 

Освобождение крестьян стало толчком для кардинального изменения общественного строя. Дворянство, занимающее доминирующее положение со времен Екатерины II, перестало преобладать в жизни населения. Появились органы самоуправления, в состав которых могли входить крестьяне. Плюсом стало развитие торговли, городской инфраструктуры. Постепенно исчезала сословная разобщенность между городами и уездами.

Всесословное направление было поддержано созданием судов, земств, всеобщей воинской повинности, школ. Дворянство, утратив привилегированное положение, не смогло до конца перестроиться на новый лад. Что повлекло за собой разорение части дворянских поместий, а их земли попали в руки купцов и крестьян. 

Одним из последствий реформ стало активное появление радикально настроенных слоев населения. Проведенные реформы в общественной и государственной жизни не подразумевали проведение политической реформы и изменения конституционного строя. Общество, взбудораженное кардинальными переменами, не могло смириться с такими полумерами. К концу 70-х годов стали появляться революционные кружки, распространяющие социалистические идеи.

Противоречивость императора во внутренней и внешней политике так же способствовала усилению недовольства:

  1. Крепостное право было отменено, но нерешенным остался земельный вопрос, который имел большое значение для крестьян. 
  2. После проведения военной реформы успехи российской армии проявились в присоединении Туркестана и Дальнего Востока. Но в то же время были отданы Курильские острова и Аляска.
  3. Реформы носили либеральный характер, однако, в последние годы правления Александра II усилился полицейский террор.

Земская реформа 1864 г.

Причины про ведения реформы

Отмена крепостного права поколебала монополию дворянства на местное управление  необходимость:

  • Привлечь к решению местных проблем все слои общества.;
  • Предоставить населению право решать вопросы местного характера;
  • Частично возместить дворянству утрату прежней власти.

Основные положения реформы

В основе реформы лежали следующие принципы:

  • отделение земств от административной власти;
  • всесословное выборное земское представительство.

В губерниях и уездах создавались система всесословных, выборных органов местного самоуправления – земств, которые решали вопросы местного хозяйственного значения:

  • строительство дорог,
  • школ, больниц,
  • обеспечение продовольствием,
  • развитие местной промышленности и т.д.

Недостатки земской реформы:

  • Избирательное право только у мужчин с 21 года;
  • Непрямые выборы для крестьян;
  • Губернатор может отменить любое решение земства;
  • Земствам запрещено заниматься политическими вопросами;
  • Территориальная ограниченность реформы.

Реформа городского самоуправления

Для ускорения развития городам не хватало местного самоуправления, общегосударственные мероприятия часто не соответствовали потребностям конкретной местности. 

«Городовое положение» от 1870 года позволило создать органы местного управления, в обязанности которых входило благоустройство улиц, развитие инфраструктуры, решение продовольственных проблем и другие вопросы, касающиеся жизни определенного города.

Была создана Городская дума, избираемая раз в 4 года. Стать её членом мог любой горожанин. Дума занималась сбором налогов и назначением управленцев в городе. Средства поступали в размере 1% от доходов промышленных и торговых предприятий. 40% этих денежных ресурсов тратилось на устройство города. Остальные 60% уходили на содержание полиции, тюрем, пожарных служб, солдатских казарм. 

По результатам реформы города получили больше самоуправления, в местные органы попадали представители всех сословий. Однако, содержать эти органы управления город должен был на собственные средства, что для маленьких городов было существенной проблемой.

Финансовая реформа (Государственный Банк)

В 1863 году была проведена финансовая реформа, предполагающая создание системы, соответствующей капиталистическому типу экономики. Её разработкой занимались государственный контролер В. Татаринов и министр финансов М. Рейтерн. 

Реформа включала в себя следующие положения:

  • принцип гласности – публикация государственного бюджета;
  • основание Государственного банка Российской империи;
  • создание Главного выкупного учреждения при министерстве финансов;
  • создание в структуре министерства финансов казначейств;
  • основание финансовых органов местного значения – контрольных палат;
  • введение антикоррупционных мер (откупы сменились на акцизные марки);
  • деление налогов на прямые и косвенные.

Для препятствования казнокрадству была введена схема отчетности за использованные средства. Государственный бюджет утверждался императором и Государственным советом. В конце каждого года предоставлялся отчет об использовании госбюджета. Реформирование финансовой системы позволило сделать ее более эффективной и открытой.

Реформы в образовании и просвещении

  • Капиталистическое развитие страны, рост промышленности, торговли, сельского хозяйства требовали совершенствования народного образования.
  • Само осуществление реформ обусловило увеличение числа грамотных людей

1863 г. – университетский устав -> расширение автономии университетов -> создание советов университетов, решавших все внутренние вопросы:

  • избрание ректора и преподавателей
  • утверждение сметы расходов
  • присуждение учёных степеней
  • назначение стипендии студентам.

1864 г. – Положение о начальных народны училищах:

  • ликвидация государственно-церковной монополии на образование;
  • разрешение открывать учебные заведения земствам, общественным организациям и частным лицам;
  • закрепление существования различных типов начальных школ: государственных, церковно-приходских, земских, частных, воскресных (срок обучения 3 года).

.

Увеличение числа женских гимназий (создаются с 1862 г.), открытие высших женских учебных заведений

Достижения реформы

  • Рост числа учебных заведений.
  • Повышение грамотности населения.
  • Демократизация образования.

Ограничения и недостатки реформы

  • Увеличение числа образованных людей в революционном движении и его усиление.
  • Большая часть населения по-прежнему неграмотна.

Закрепление

Историческое влияние, итоги и последствия проведенных реформ

Реформы Александра II имели огромное значение и повлияли на весь дальнейший ход российской истории. Они заложили основу развития экономики, благодаря которой Россия к концу XIX века вышла на лидирующие позиции по многим показателям.

Основные итоги:

  1. Создание условий для развития капиталистической модели экономики, в том числе за счет высвобождения большого количества рабочих рук, уменьшения государственного регулирования, введения системы кредитования.
  2. Формирование основ местного самоуправления в лице земских и городских выборных учреждений.
  3. Укрепление обороноспособности страны, сокращение расходов на армию.
  4. Реорганизация системы государственного управления в сторону повышения ее эффективности и уменьшения злоупотреблений со стороны чиновников.
  5. Учреждение демократической судебной системы, развитие юриспруденции и становления института адвокатуры.
  6. Усиление контроля над государственными доходами и расходами, борьба с казнокрадством.
  7. Развитие народного просвещения, дарование университетам автономии.
  8. Демократизация общества.

Кроме того, освобождение крестьян имело большое гуманистическое значение, так как существование узаконенного рабства ставило значительную часть населения страны в бесправное положение.

Главными положительными последствиями реформ были становление гражданского общества и развитие экономики.

Среди отрицательных последствий преобразований одним из наиболее опасных явлений стал рост революционных настроений в обществе. Дело в том, что реформы начались проводиться в России поздно, когда была уже накоплена энергия народного гнева.

Преобразования всегда имеют отложенный эффект и поэтому не могли очень быстро привести к улучшению благосостояния населения. Радикализация революционно настроенной части общества способствовала зарождению террористического движения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: