Подписание условий договора
Выслушав первое требование, чтобы Владислав крестился в нашу Веру, он дал им надежду, но устранил обязательство, говоря: «да будет Королевич Царем, и тогда, внимая гласу совести и пользы Государственной, может добровольно исполнить желание России». Устранил, до особенного Сигизмундова разрешения, и другие статьи: «1) Владиславу не сноситься с Папою о Законе; 2) утвердить в России смертную казнь для всякого, кто оставит Греческую Веру для Латинской; 3) не иметь при себе более пятисот Ляхов; 4) соблюсти все титла Царские (следственно Государя Киевского и Ливонского) и жениться на Россиянке»; но все прочее, как согласное с договором Салтыкова и Волуева, было одобрено Жолкевским. Хотя и не вдруг: ибо он с умыслом замедлял переговоры, тщетно ожидая вестей от Короля; наконец уже не мог медлить, опасаясь нетерпения Россиян и своих Ляхов, готовых к бунту за невыдачу им жалованья, — и 17 Августа подписал следующие достопамятные условия:
Россияне, быв недовольны собственным желанием Царя Василия умерить Самодержавие, в четыре года переменили мысли и хотели еще более ограничить верховную власть, уделяя часть ее не только Боярам, в правосудии и в налогах, но и Земской Думе в гражданском законодательстве. Они боялись не Самодержавия вообще (как увидим в истории 1613 года), но Самодержавия в руках иноплеменного, еще иноверного Монарха, избираемого в крайности, невольно и без любви, — и для того предписали ему условия, согласные с выгодами Боярского властолюбия и с видами хитрого Жолкевского, который, любя вольность, не хотел приучить наследника Сигизмундова, будущего Монарха Польского, к беспредельной власти в России.
Утвердив договорную грамоту подписями и печатями — с одной стороны, Жолкевский и все его чиновники, а с другой, Бояре — звали народ к присяге. Среди Девичьего поля, в сени двух шатров великолепных, стояли два алтаря, богато украшенные; вокруг алтарей Духовенство, Патриарх, святители с иконами и крестами за Духовенством Бояре и сановники, в одеждах блестящих серебром и золотом; далее бесчисленное множество людей, ряды конницы и пехоты, с распущенными знаменами, Ляхи и Россияне. Все было тихо и чинно. Гетман с своими Воеводами вступил в шатер, приблизился к алтарю, положил на него руку и дал клятву в верном соблюдении условий. Тут два Архиерея, обратясь к Боярам и чиновникам, сказали громогласно: «Волею Святейшего Патриарха, Ермогена, призываем вас к исполнению торжественного обряда: целуйте крест, вы, мужи Думные, все чины и народ, в верности к Царю и великому Князю Владиславу Сигизмундовичу, ныне благополучно избранному, да будет Россия, со всеми ее жителями и достоянием, его наследственною державою!»
Тогда началась присяга: Бояре и сановники, Дворянство и купечество, воины и граждане, числом не менее трехсот тысяч, как уверяют, целовали крест с видом усердия и благоговения. Тогда изменники прежние, Иван Салков, Волуев и клевреты их, ревностные участники и главные пособники договора, обнялись с Москвитянами, уже как с братьями в общей измене Василию и в общем подданстве Владиславу!.. Гонцы от Думы Боярской спешили во все города, объявить им нового Царя, конец смятениям и бедствиям; а Гетман великолепным пиром в стане угостил знатнейших Россиян и каждого из них одарил щедро, раздав им всю добычу Клушинской битвы, коней азиатских, богатые чаши, сабли, и не оставив ничего драгоценного ни у себя, ни у своих чиновников, в надежде на сокровища Московские. Первый Вельможа, Князь Мстиславский, отплатил ему таким же роскошным пиром и такими же дарами богатыми.
Одним словом, умный Гетман достиг цели — и Владислав, хотя только Москвою избранный, без ведома других городов, и следственно незаконно, подобно Шуйскому, остался бы, как вероятно, Царем России и переменил бы ее судьбу ослаблением Самодержавия — переменил бы тем, может быть, и судьбу Европы на многие веки, если бы отец его имел ум Жолкевского!
Что изменилось бы?
В 1632 году Владислав был избран польским королем. Избирался только потому, что в Речи Посполитой власть не была наследственной. Историки очень любят короля Владислава IV. Он проявил себя как умный генерал, прекрасный полководец, меценат и умный кризисный менеджер. Он не позволил Михаилу Романову вернуться в Смоленск, остановил продвижение турок, не допустил участия Польши в Тридцатилетней войне и проявил удивительную терпимость к католическому королю того времени. Владислав также был любителем изобразительного искусства и пропагандировал живопись, оперу и театр. Но он не ладил со шляхтой, не построил флот, о котором мечтал, и часто менял свою внешнюю политику, что ослабляло польско-литовское государство.
Если бы Владислав стал одновременно королем России и королем Польши (что было бы непросто, так как он должен был быть одновременно православным и католиком), он, несомненно, претендовал бы на третью корону — шведскую. Владислав также провозгласил себя королем Швеции. Его отец принадлежал к династии Васа и правил Швецией в конце XVI века. Однако он был низложен. Владислав хотел вернуть корону своего отца. Объединив усилия с Московским царством и Речью Посполитой, он улучшит свои шансы, но это все. Кроме того, у него не было железной воли, необходимой для создания такой империи. Это может принести России стабильность, но может принести и катастрофу. Так было бы, если бы он не принял православие при вступлении на престол. И вообще, неясно, действительно ли семь держав, призвавших его на престол, были готовы признать Владислава. Скорее всего, многие бояре считали, что им выгодно эксплуатировать религиозные чувства. Ведь духовенство, казаки и народ не желали видеть в Москве иноверца. Это наглядно продемонстрировали ополченцы Минина и Позарского.
- Волков В. А. Конец Смутного времени
- Соловьев С. М. История России с древнейших времён
- Изображение анонса и лида: Pinterest
Худой мир лучше доброй ссоры
Казачьи экспедиции также были записаны итальянцем Э.Д. д’Асколи. Он сообщил, что около 30 лет назад, в 1634 году, чуваши, которых также называют казаками, отомстили татарам, которые нападали на них каждый год. Он назвал их «казаками Днепра». Они также упомянули о казаках на Тани (Дону). Говорят, что некоторые польские казаки отправились на Дон и что казаки Дона и Днепра были в дружеских отношениях, хотя их правители были врагами. Сообщалось, что они нападают с моря и недавно уничтожили Гезлев и Карасубазар. Сообщалось, что казаки наводили страх и ужас как на турок, так и на татар. Также сообщалось, что поляки начали строить против татар крепости-паланки (крепость из кольев, свай, частоколов; иногда земляная крепость без бастионов). В 1639 году казаки совершили набег на Джанкерман. Казаки очень боялись крымских войск. В 1640 году крымцы напали на польские владения. Губернаторы русских пограничных городов сообщали, что в 1643 году крымцы были избиты до смерти, а Тугай-бей был ранен. Татары бежали в Буяк или возвращались на родину пешком.
В 1637-1640 годах крымцы активно переписывались с польско-литовской общиной. В 1637 году новый хан Бахадыр-Гирей продолжил традицию присвоения себе богатого титула, а Владиславу — титулов польского и шведского короля. Он все еще имел в виду время старой дружбы. Было упомянуто, что подарки должны быть доставлены в Бахчисарай с сопровождением, чтобы с ними ничего не случилось на Диком поле. Ритуально повторялась фраза о Цецорских соглашениях 1595 года и отправке обозов с дарами в Джанкерман. Хан заверил, что не будет угрожать владениям польского короля, а тот, в свою очередь, не будет угрожать вассалам султана и владениям хана. Было повторено требование устранить опасность со стороны казаков, и было прямо указано, что они не могут атаковать Дзанкерман или перейти Днепр. Бахадыр-Гирей, со своей стороны, обязался предотвратить набеги ногайцев. В том же году (в июле) прибыли послы из Калги. Главой первого посольства был Хусейн Чавуш. Калга ссылался на времена Сигизмунда III и недавнее завещание Бахадир-Гирея. Неоднократно звучали просьбы обеспечить безопасность османских вассалов и городов, а также хана Крыма. Он был обязан защищать владения хана Крыма от набегов казаков, а взамен обещал не допускать нападений татар и ногайцев. Король Польши должен был отправить памятники хану Крыма.
Репродукция картины «Ситуация в Азове». Художник Николай Драгунов. Фото rusplt.ru.
В ответ на послание Владислав IV отправил письмо, которое было передано через крымского посла Арслана. Он упомянул о сообщении от Хусейна Чавуша. Польский губернатор заявил, что уважает старые договоры и хочет быть другом хана, и отправил своих гетманов с войском, чтобы предотвратить нападения казаков на турецкие и крымские владения. Однако хану сообщили, что казаки не могут быть полностью уничтожены, поскольку они укрылись на реке.
В письме 1640 года вместо пышного титула Бахадыр-Гирей называет себя правителем Великого корпуса и престола Крыма, а Владислава IV — правителем Польши, Литвы, Рутении и Пруссии, что противоречит более ранним документам. Хан выразил удовлетворение тем, что король выставил охрану и не позволил казакам отплыть и напасть. Со своей стороны, он обещал не допустить набегов в Крым и Ногай и указал, что бандиты, агитирующие за Ясира, были переброшены в Крым Аккерманом и Янкерманом. Тем временем хан сообщил, что казаки ранее нападали на владения хана и султана, а также указал, что царь сделал подарки вергю и гедею крымскому послу, но не прислал большую хаджину, несколько раз обещая прислать эту дань, но так и не прислав ее.
Предыстория (Дмитриада)
15 августа 1604 года с территории Польши в пределы России вторглось войско Лжедмитрия I. Лжедмитрий выдавал себя за московского царевича, а значительную часть его войска составляли казаки. Лишь польские магнаты Мнишеки с территории современной Западной Украины поддержали Самозванца. Успехам Лжедмитрий был обязан не регулярной польской армии, а непопулярности русского царя Бориса. В мае, после смерти Бориса Годунова, Дмитрию присягнуло войско, стоявшее под Кромами. Он отправил его на Москву во главе с князем Василием Голициным, а сам поехал в Тулу. Убедившись в поддержке дворян и народа — двинулся в столицу. 1 июня 1605 года в результате переворота был свергнут Фёдор Борисович Годунов. 10 июня он был убит, а спустя 10 дней Дмитрий торжественно въехал в Кремль. 18 июля Лжедмитрия признала царица Мария — жена Ивана Грозного и мать царевича Дмитрия. 30 июля состоялось венчание на царство. Менее чем через год, 17 мая 1606 г. Лжедмитрий был убит в результате переворота, а находившиеся с ним в Москве поляки частью перебиты, частью взяты под стражу и разосланы по городам. Царем стал Василий Шуйский, легитимность которого, однако, не признавало значительное число населения, ожидавшего нового пришествия «истинного царя».
В 1607 г. в Стародубе явился новый самозванец — Лжедмитрий II, выдававший себя за чудом спасшегося во второй раз царя Дмитрия. К нему немедленно пристало значительное количество польских «рокошан» — повстанцев-конфедератов, проигравших затеянное ими восстание против Сигизмунда III («Рокош Зебжидовского»). Самыми выдающимися из них были князь Роман Рожинский, ставший фактически командующим армии самозванца, Александр Лисовский, Адам Вишневецкий; затем к ним присоединился и усвятский староста Ян Пётр Сапега, во время Рокоша сражавшийся на стороне короля. Запорожских казаков возглавлял галичанин Иван Заруцкий. Самозванец двинулся на север, 30 апреля-1 мая 1608 г. разбил под Болховом войска Шуйского и осадил Москву, устроив под Тушиным свой лагерь (см. Тушинский лагерь) от которого получил название Тушинского вора.
Шуйский попытался урегулировать ситуацию, заключив мирный договор с Сигизмундом (26 июля), по которому отпускал всех поляков, взятых в плен после майских событий; Сигизмунд, в свою очередь, обязался отозвать из-под Тушина своих подданных (чего он выполнить и не мог). Поляки были отпущены, и среди них Марина Мнишек, которая была доставлена в Тушинский лагерь и немедленно «признала» в самозванце своего мужа. Значительная часть России оказалась под властью тушинцев, в осажденной Москве начался голод. В такой ситуации, Шуйский призвал на помощь против поляков шведов — 28 февраля 1609 года его племянник Михаил Васильевич Скопин-Шуйский заключил договор в Выборге, по которому шведы обязались поставить армию против Самозванца, а Шуйский — отдать шведам Корельский уезд, заключить с ними союз против Польши и помочь шведам в отвоевании у поляков Ливонии. Русско-шведская армия Скопина-Шуйского нанесла ряд поражений тушинцам.
Личная жизнь
У Владислава за его 53 года жизни было 2 жены. В конце 1633 года он взял обещание от Урбана 8, что тот разрешит ему жениться на протестантской принцессе. Царевича очень ранило, когда тот не сдержал свое слово.
В начале же 1634 года Владислав сослал Александра Пржипковского с заданием секретного характера к королю Англии – Карлу Первому. Посланник должен был договориться о помощи английского флота в реконструкции польского. Также должен был обговорить с ним планы на женитьбу короля.
Свадьбу обсуждали целым Сенатов (присутствовали всего 4 епископа), поддержал план только 1 епископ.
Позже король посчитал, что его обманули, когда он проводил переговоры со шведами. Они по различным обстоятельствам не желали начинать войну с Речью Посполитой, когда Владислав настаивал на этом. Тогда же он и передумал брать в жены принцессу и переключился на католиков. Начал искать поддержки со стороны Габсбургов.
В 1636 году подозрения народа о женитьбе короля пали на Анну Вишневецкую, которая была одно из богатой семьи магнатов Вишневецких. Владислав подтвердил эту новость, но позже Сейм не поддержал этот союз. Анна же стала женой Фирлея Збигнева в 1636 -1638 году.
Весной Владиславу предложили взять в жены сестру Фердинанда 3 – Цецилию Австрийскую. На что король согласился и отправил своих подданных на переговоры, на которых было оговорено, что приданым девушки будет 100000 злотых. Также ребенок Владислава и Цецилии должен был стать владельцем 2 княжеств – Ратибора и Оппельна. Но до согласия всех сторон на счет договора, получилось так, что Фердинанд 2 скончался, а Фердинанд 3 отказался отдавать эти королевства.
После этого договор переписали и приданым стал город Тржебонь. Свадьбу благополучно провели в 1637 году. В это браке на свет родилось 2 детей: Сигизмунд Казимир (1 апреля 1640 год) и Мария Анна Изабелла (январь 1642 год). Но будущее их так и не сложилось. Сигизмунд погиб от дизентерии, а Мария умерла еще в малом возрасте.
Из-за смерти Цецилии в 1644 году, уже в 1646 году Владислав женился на принцессе из Франции – Марии Луизе де Гонзаге де Невер. Престол Речи Посполитой после смерти Владислава перешел Яну 2 Казимиру.
Продать царство за 20 000 рублей
Как только действие перемирия закончилось, обе стороны – и Москва, и Варшава – решили поставить точку в затянувшейся истории с псевдоцарствованием Владислава. К этому времени московский царь Михаил Романов уже успел накопить некоторые силы и укрепить свою власть. В Польше же, напротив, назревала смута. Король Сигизмунд III умер, и его сын готовился принять трон в наследство, хотя далеко не все в его королевстве были согласны с таким политическим раскладом. В таких условиях обе стороны рассчитывали укрепить свое положение, проведя успешную военную кампанию. Но война растянулась на два года, измотала противников и закончилась заключением Поляновского мира. Польше он принес подтверждение прежних границ, определенных еще Деулинским перемирием, и 20 000 рублей контрибуции. А России – полный отказ в обмен на эти уступки от притязаний Владислава IV на русский престол.
С 1634 года никто, кроме царя Михаила Романова, больше не имел хоть сколь-нибудь законных оснований заявлять свои права на московский престол. Польский король Владислав IV достаточно успешно управлял доставшейся ему в наследство страной и больше не помышлял царствовать у соседей, которые так «негостеприимно» отнеслись к нему.
Калужский лагерь
Прибытие Дмитрия самозванца в Калугу после бегства из Тушина. Дмитриев-Оренбургский.
В калужский период Лжедмитрий II взывал к русским людям, пугая их стремлением короля Сигизмунда III захватить Россию и установить католичество. Лжедмитрий II клялся, что не отдаст полякам ни пяди русской земли, но вместе со всем народом умрёт за православную веру. Лжедмитрий II привлёк к себе множество сторонников и повёл войну с двумя государями: царём Василием IV и королём Сигизмундом III. Лжедмитрию II вновь присягнули многие города.
Из Тушинский стана одни сторонники Лжедмитрия II перешли к королю Сигизмунду III, другие переместились за самозванцем в Калугу, вернулась к своему супругу и Марина Мнишек. Движение Лжедмитрия II начало принимать национальный характер.
Дом в Калуге, где жили Лжедмитрий II и Марина Мнишек.М. Рашевский.1884
В Калуге была создана государственная система по образу Московской, кроме структур по управлению церкви.
В начале 1610 года Лжедмитрий II из Калуги повелел всем присягнувшим ему городам арестовывать поляков, а всё их имущество доставляли ему в Калугу. Это позволило собрать значительные суммы денег, а арестванных поляков Лжедмитрий II приказал казнить. А армии Лжедмитрия II русских было вдвое больше, чем иноземцев.
К весне 1610 года Лжедмитрий II отвоевал у Василия IV Шуйского Арзамас и Старую Руссу.4 февраля 1610 года под Смоленском тушинский патриарх Филарет и бояре заключили с Сигизмундом III договор, по которому сын короля Владислав Жигимонтович, должен был стать русским царём, приняв православие.
В апреле 1610 года польские отряды захватили Стародуб, Почеп, Чернигов и Новгород-Северский, приведя население этих городов к присяге Владиславу Жигимонтовичу.
В начале мая 1610 года присягнули королевичу жители Рославля.
Между тем, ситуация в самом Тушине становилась критической. На юге, в Калуге, сосредоточились верные Лжедмитрию II войска; на севере, под Дмитровым, наседали Скопин-Шуйский и шведы, с трудом сдерживаемые тушинцами. В таких условиях гетман Рожинский принял решение отойти к Волоколамску.6 марта 1610 года войско гетмана Рожинского подожгло Тушинский лагерь и выступило в поход в Волоке, где гетман Рожинский умер от “истощения сил”, его войско окончательно рассеялся.
Гетман Сапега, побывав у короля Сигизмунда III под Смоленском и ничего у него не добившись, вернулся со своим войском на службу к самозванцу Лжедмитрию II.
Боевые действия в 1611–1618 годах
В 1611 году поляками фактически противостояли лишь бывшие тушинцы, которые попытались деоккупировать Москву.
Первое ополчение
В 1611 году плененный поляками патриарх Гермоген начал рассылать письма по русским городам с призывом освободить столицу и дать отпор полякам-католикам. Первой откликнулись Рязань, и воевода Прокопий Ляпунов приступил к формированию Первого ополчения. К нему присоединилась большая часть тушинцев и донских казаков во главе с князем Д. Т. Трубецким и атаманом И. Заруцким.
Патриарх Гермоген и поляки
Поляки и запорожские казаки попытались взять Рязань, но на помощь Ляпунову пришел князь Дмитрий Пожарский. 19 марта 1611 года именно он привел передовые отряды Первого ополчения под стены Москвы. В это время в городе вспыхнуло восстание, жестоко подавленное А. Гансевским (а по некоторым данным им же и спровоцированное для того, чтобы москвичи, потерпев поражение, не оказывали помощь Ополчению).
Более семи тысяч москвичей было убито, но возникшей сумятицей все же сумели воспользоваться князья Д. Пожарский, И. Бутурлин и воевода И. Колтовский. Они со своими отрядами вели бои в районе Сретенки, Китай-города, Яузских ворот и на Замоскворечье. Поляки, опасаясь поражения, подожгли город, но столкновения продолжались.
27 марта П. Ляпунов, Д. Трубецкой и И. Заруцкий привели к Москве основные силы Ополчения, около ста тысяч человек. Проводить активных действий они не стали, а попытались установить централизованное руководство. В результате возникли противоречия, чем воспользовались поляки, подбросив И. Заруцкому грамоту, в которой якобы П. Ляпунов писал об уничтожении казачества. Атаман вызвал воеводу на казачий круг, обвинил в предательстве и убил. После этого почти все дворяне во главе со своими отрядами ушли из-под стен столицы.
Второе ополчение
Второе ополчение начало формироваться одновременно с Первым в Нижнем Новгороде и Балахне. Прокопий Ляпунов согласовал с К. Мининым лишь сроки выступления к столице. 17 февраля 1612 года основные силы выдвинулись к Москве, а 2 августа подошли к столице.
Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский
К этому времени ситуация внутри города была тяжелой. Зима 1612 года выдалась холодной, поставки продовольствия проходили нерегулярно, в Москве начался голод.
22 августа князья Д. Трубецкой и Д. Пожарский, которых примирил А. Палицын, перекрыли доступ к Москве гетману Ходкевичу, везшему продовольственный обоз. 24 октября поляки были разбиты, и большая часть города оказалась в руках ополчения. Часть уцелевшего польско-литовского гарнизона закрепилась в Китай-городе и Кремле. В сентябре Д. Пожарский предложил им сдаться, но получил отказ. 22 октября Д. Трубецкой взял Китай-город, а 26 октября поляки покинули Кремль и сдались.
Несмотря на освобождение Москвы от поляков и избрание на царство Михаила Романова Земским Собором 1613 года, война с поляками продолжилась.
Основными событиями 1613-1618 года стали:
осада Смоленска в 1613-1617 году (освобождение города от поляков было принципиально важно для защиты южных рубежей Московского царства. Но, к сожалению, быстро взять город не удалось, осада, теперь уже русскими поляков, затянулась);
рейд А
Ю. Лисовского в 1615 году (отряд польской легкой кавалерии разорил большую часть русских земель, но, столкнувшись с Д. Пожарским под Орлом, вынужден был уйти обратно в Польшу);
поход на Москву Владислава Вазы (вторая попытка Сигизмунда III захватить Москву закончилась неудачей, хотя поляков поддержал гетман Запорожской Сечи П. Сагайдачный со своими казаками).
Несмотря на то, что Москву захватить не удалось, поляки и запорожцы закрепились в районе Троицко-Сергиевой лавры и Калуги. Михаил Романов и его правительство, понимая, что силой справиться с интервентами не удастся, пошло на заключение перемирия.
Деулинское мирный договор. Ход переговоров
Переговоры о заключении мира начались еще 31 (21) октября 1618 года, когда Владислав IV находился под Москвой.
Со стороны Русского Царства в переговорах участвовали:
- Федор Иванович Шереметев – боярин;
- Даниил Мезецкой – князь;
- Артемий Измайлов – окольничий;
- Иван Иванович Болотников – дьяк;
- Иван Сомов – дьяк.
Со стороны Речи Посполитой были:
- Лев Сапега – канцлер великий литовский;
- Адам Новодворский – епископ каменецкий;
- Константин Плихта – каштелян сохачевский;
- Александр Гонсевский – референдарий литовский.
В начале переговоров представители Речи Посполитой настаивали на признании Владислава русским царем и передаче ему Новгорода, Твери и Пскова. Сторона Русского царства требовала возвращение всех оккупированных земель, возвращение пленных и вывода вражеских войск.
2 ноября (23 октября) 1618 года состоялась вторая встреча. На ней представители Русского царства согласились уступить Смоленск и Рославль взамен на 20-летнее перемирие. Польская сторона допускала отказ от требования назначить Владислава русским царем взамен на Псков, возвращение литовских земель, потерянных в XV-XVI веках и компенсацию военных расходов.
Второй этап переговоров проводился в Москве и в окрестностях Троице-Сергиева монастыря, где располагалась польско-литовская армия. У войска был недостаток продовольствия, многие наемники грозились покинуть армию. С русской стороны также были свои сложности: правительство было обеспокоено непрекращающимися грабежами, кроме того, в Москве росло недовольство затянувшейся кампанией.
Основные пункты будущего договора были согласованы еще в Москве Яном Гридичем и Кшиштофом Сапегой. Продолжались споры по поводу срока перемирия, русского царя и списка передаваемых Речи Посполитой городов.
30 (20) ноября под монастырь прибыло русское посольство. Было проведено три встречи в деревне Деулино, где русские послы настаивали на подписании привезенного ими договора, без внесения каких-либо правок.
6 декабря (26 ноября) польско-литовская сторона стала угрожать возобновлением войны и поддержкой Смуты. В результате русские послы были вынуждены согласиться внести правки.
11 (1) декабря 1618 года было подписано Деулинское перемирие.
Документ
ИЗ ДОГОВОРА МЕЖДУ СЕМИБОЯРЩИНОЙ И ГЕТМАНОМ С. ЖОЛКЕВСКИМ О ПРИЗНАНИИ КОРОЛЕВИЧА ВЛАДИСЛАВА РУССКИМ ЦАРЁМ
Королевичу Владиславу Жигимонтовичу, ежели придёт в царствующий град Москву, венчать на государство царским венцом по прежнему чину. А будучи королевичу Владиславу Жигимонтовичу на Российском государстве, церкви Божии по всем городам и сёлам чтить, и от разоренья оберегать, и святым Божьим иконам и чудотворным мощам поклоняться. Костёлов и иных вер молебных храмов в Московском государстве нигде не ставить… <…> Христианские наши православные веры ничем не рушить и не бесчестить, иных вер не вводить, чтоб наша святая православная вера греческого закона имела свою целость и красоту по-прежнему. А что дано церквам Божиим и в монастыри вотчин или угодий, не отнимать. Боярам и дворянам и приказным людям у всяких государственных дел быть по-прежнему, а польским и литовским людям на Москве ни у каких дел и по городам в воеводах и в приказных людях не быть. Прежних обычаев и чинов не переменять и московских княжеских и боярских родов приезжими иноземцами не понижать. А жалованье денежное и вотчины, кто что имел, тому быть по-прежнему. Суду быть по прежнему обычаю и по Судебнику Российского государства… <…> Не сыскав вины и не осудив судом, никого не казнить.1. Какие условия ставились Владиславу как будущему московскому царю? 2. Какая группа условий поставлена в договоре на первое место? Чем вы это объясните? 3. Предположите, стал бы польский претендент после своего воцарения выполнять эти условия или нет. Аргументируйте своё мнение.
Земский собор 1613 года и избрание нового царя
Перед началом Земского собора повсюду был объявлен 3-дневный строгий пост. В церквях служили многие молебны, чтобы Бог вразумил выборных людей, и дело избрания на царство свершилось не по человеческому хотению, а по воле Божией.
6 (19) января 1613 года в Москве начался Земский собор, на котором решался вопрос об избрании русского царя. Это был первый бесспорно всесословный Земский собор с участием посадских и даже сельских представителей. На нем были представлены все слои населения, за исключением холопов и крепостных крестьян. Число собравшихся в Москве «советных людей» превышало 800 человек, представлявших не менее 58 городов.
Земской собор
Соборные заседания происходили в обстановке ожесточенного соперничества различных политических группировок, оформившихся в русском обществе за годы десятилетней Смуты и стремившихся упрочить свое положение избранием своего претендента на царский престол. Участники Собора выдвинули более десяти претендентов на престол.
Сначала претендентами на престол называли польского королевича Владислава и шведского принца Карла-Филиппа. Однако эти кандидаты встретили противодействие громадного большинства Собора. Земский собор аннулировал решение Семибоярщины об избрании на русский престол королевича Владислава и постановил: «Иноземных принцев и татарских царевичей на русский престол не приглашать».
Кандидаты из старинных княжеских фамилий также не получили поддержки. В разных источниках в числе кандидатов называются Федор Мстиславский, Иван Воротынский, Федор Шереметев, Дмитрий Трубецкой, Дмитрий Мамстрюкович и Иван Борисович Черкасские, Иван Голицын, Иван Никитич и Михаил Федорович Романовы и Петр Пронский. Предложили в цари и Дмитрия Пожарского. Но он решительно отверг свою кандидатуру и одним из первых указал на древний род бояр Романовых. Пожарский сказал: «По знатности рода, да по количеству заслуг пред отчизной, подошел бы в цари митрополит Филарет из рода Романовых. Но сей добрый служитель Божий ныне в польском плену и не может стать на царство. Зато есть у него сын шестнадцати лет, вот он-то, по праву древности своего рода да по праву благочестивого воспитания своего матерью-монахиней, и должен стать царем». (В миру митрополит Филарет был боярином – Федором Никитичем Романовым. Постричься в монахи его насильно заставил Борис Годунов, боясь, что он может сместить Годунова и сесть на царский трон.)
Московские дворяне, поддержанные посадскими людьми, предложили возвести на трон 16-ти летнего Михаила Федоровича Романова – сына патриарха Филарета. Решающую роль, по мнению ряда историков, в избрании Михаила Романова на царство сыграли казаки, которые в этот период становятся влиятельной общественной силой. Среди служилых людей и казаков возникает движение, центром которого стало московское подворье Троице-Сергиева монастыря, а его деятельным вдохновителем келарь этого монастыря Авраамий Палицын, лицо весьма влиятельное среди и ополченцев, и москвичей. На совещаниях с участием келаря Авраамия и решено было провозгласить царем Михаила Федоровича Романова Юрьева, сына плененного поляками ростовского митрополита Филарета. Главный аргумент сторонников Михаила Романова сводился к тому, что в отличие от выборных царей он избран не людьми, но Богом, так как происходит от благородного царского корня. Не родство с Рюриком, но близость и родство с династией Ивана IV давали право на занятие его трона. К романовской партии примкнули многие бояре, его поддержало и высшее православное духовенство — Освященный собор.
21 февраля (3 марта) 1613 года Земский собор избрал на царство Михаила Федоровича Романова, положив начало новой династии.
В 1613 году Земский собор присягнул 16-летнему Михаилу Федоровичу
В города и уезды страны были отправлены грамоты с известием об избрании царя и проведении присяги на верность новой династии.
13 марта 1613 года послы Собора прибыли в Кострому. В Ипатьевском монастыре, где Михаил был с матерью, ему сообщили об избрании на престол.
Поляки пытались помешать новому царю прибыть в Москву. Небольшой их отряд отправился в Ипатьевский монастырь убить Михаила, но по дороге заблудился, поскольку крестьянин Иван Сусанин, согласившись показать дорогу, завел его в дремучий лес.
11 июня 1613 года Михаил Федорович венчался на царство в Успенском соборе Кремля. Торжества длились 3 дня.
Коллапс русской государственности
После этого Станислав Жолкевский двинулся к Москве, где возмущенный народ во главе с Захарием Ляпуновым сверг и заточил в монастырь Шуйского, после чего городом стала править так называемая Семибоярщина. Фактически его власть не распространялась за пределы Москвы: на западе от Москвы, в Хорошёве, встали поляки во главе с Жолкевским, а на юго-востоке, в Коломенском — вернувшийся из-под Калуги Лжедмитрий II, с которым был и польский отряд Сапеги. Лжедмитрия бояре особенно боялись, потому что он имел в Москве множество сторонников и был по крайней мере популярнее, чем они.
В результате было решено договориться с поляками и пригласить на престол польского королевича Владислава на условиях его перехода в православие, как о том уже было договорено между Сигизмундом и тушинской делегацией. 17 (27) августа 1610 г. был подписан соответствующий договор между боярами и гетманом Жолкевским, и Москва целовала крест Владиславу, а к королю под Смоленск было направлено посольство во главе с князем Василием Голицыным для выработки условий воцарения Владислава и мирного договора с Польшей. Однако, опасаясь Самозванца, бояре пошли далее и в ночь на 21 сентября впустили поляков в Кремль.
Однако ж все почти города, как только услышали, что в Москве присягали Королевичу, с рвением присягали таким же образом, как и в столице, именно: Новгород Великий, Чаранда, Устюг, Переяславль Рязанский, Ярославль, Вологда, Бело-озеро (Белозерск), Силийские города (замки), и весь тот тракт к Архангельскому порту и к Ледовитому морю, также вся Рязанская земля до Нижнего Новгорода, находящегося при соединении рек Волги и Оки, также города, державшие сторону обманщика, Коломна, Тула, Серпухов и все прочие, кроме Пскова, который колебался, и некоторых Северских городов, которые ещё признавли обманщика за Царя, и за то были весьма тревожены Запорожскими казаками. Из Казани и Астрахани, по причине отдаленности, ещё не было вестей о том, довольны ли они сим поступком. Но во всех прочих близких областях, как выше было упомянуто, от Великих Лук, от Торопца и других городов весьма были довольны, что им, как они говорили, Господь Бог дал Государем Королевича Владислава. — Рукопись Жолкевского |
Смоленск также был взят, после 1,5-годичной осады, вследствие измены перебежчика, указавшего врагу слабое место в стене. Посольство, не сумевшее ни о чём договориться (так как Сигизмунд не желал ни отпускать сына в Москву, ни отказываться от Смоленска), в конце концов было арестовано королём. Фактически поляки стали править Россией по праву завоевателей, и Сигизмунд посылал отряды для занятия городов. В такой ситуации началось движение за изгнание поляков, объединившее как бывших «тушинцев», так и бывших сторонников Шуйского.
Патриарх и митрополит
6 сентября 1610 года как русский царь принял присягу московского правительства и людей.
Польская армия гетмана Жолкевского уже давно заняла Смоленск. И в январе 1610 года князь Мстиславский, бояре Салтыков и Валуев предложили отправить депутацию бояр в Смоленск и начать переговоры о призвании сына польского короля Сигизмунда III — 15-летнего королевича Владислава — на русский престол. Переговоры изменников с поляками велись секретно: в начале года в Москве еще царствовал Василий Шуйский. Но едва поляки вывезли его в Польшу, как в Смоленск прибыла делегация в составе 41 человека. В ней были князь Михаил Салтыков и сын его Иван, князь Василий Масальский-Рубец, князь Юрий Хворостинин, князь Федор Мещерский, дьяк Иван Грамотин.
В делегацию аристократов-изменников затесался и митрополит Филарет: в миру, до пострига, боярин Федор Никитич Романов, отец будущего царя Михаила Романова. Биографы Романовых утверждают, что он оказался в этой делегации вынужденно: ему угрожали расправой и иного выхода, кроме как отправиться в Польшу, у него не было. Если учесть, что в это же самое время патриарха Гермогена в польском плену морили голодом за отказ подписать воззвание к русскому люду, чтобы тот присягнул царевичу-католику, эта версия выглядит убедительной.