Армяне и геноцид мусульман средней азии

Глава четвертая. в борьбе за советский туркестан

Куда пропали сарты

Таинственное исчезновение сартов, случившееся в начале ХХ века, интересует многих исследователей. Если говорить просто, то советская власть записала сартов узбеками. И произошло это не в отместку народности, представители которой составляли большинство в движении басмачей, а всего лишь ради унификации населения Средней Азии, где были образованы Узбекская, Таджикская, Киргизская и Туркменская ССР.

Доктор исторических наук Сергей Абашин посвятил этой теме статью «Возвращение сартов? Методология и идеология в постсоветских научных дискуссиях», которая была напечатана в журнале «Антропологический форум» (№ 10 за 2009 г.). Ученый отметил, что споры об этом народе не утихают уже долгое время.

«Данные, которые появились в результате более близкого знакомства с регионом в середине XIX в., заставили исследователей задуматься, какие из признаков являются основными в формировании сартов и к какому народу их соответственно можно отнести. Если это образ жизни, обычаи, психология и внешний облик, то сартов нужно отнести к иранским народностям. Если язык – то их нужно включить в число тюркских племен», – констатировал С. Н. Абашин.

Ученый выразил мнение, что исчезновение сартов с этнической карты Средней Азии стало результатом некого негласного соглашения, достигнутого в ходе переговоров между коммунистами и местной мусульманской элитой.

Идеологи марксизма-ленинизма все же осознали допущенные ошибки и встали на путь веротерпимости, решили учитывать религиозно-культурные особенности региона. Басмачество постепенно сошло на нет по причине его полной бесперспективности, а исламские лидеры стали призывать верующих принять новую власть.

Так или иначе, а с момента Всесоюзной переписи 1926 года сарты больше нигде не значились как народ. И считается, что сейчас они уже полностью ассимилированы соседями.

А вот доктор исторических наук Светлана Брежнева полагает, что сарты исчезли с этнической карты Средней Азии, поскольку к началу ХХ века этнографические различия между таджиками и узбеками практически стерлись, два этих народа стали отличаться лишь по наречию. (Как известно, одни ираноязычные, другие тюркоязычные). Об этом исследовательница написала в своей статье «Народы Туркестана в составе Российской империи», которая была опубликована в журнале «Российские регионы: взгляд в будущее» (№ 1 за 2017 г.).

И сарты, представлявшие собой нечто среднее между узбеками и таджиками, были причислены к первым по причине схожести языков, ведь наречие исчезнувшего народа, очевидно, имело тюркские корни.

Хозяева своему слову

Период с 1918 по 1922 годы был временем наивысшего расцвета басмаческого движения. Начавшееся в Ферганской долине, оно быстро охватило весь северный Туркестан и начало распространяться дальше, на запад, в сторону Бухары. Именно в это время в лидеры басмачей выбились Ибрагим-бек, Мадамин-бек, Иргаш, Курширмат, Махкам-ходжа, Муэтдин-бек, Джунаид-хан и другие. Было время, когда общее число басмачей в Туркестане и его окрестностях достигало 150 тысяч человек, а под их контролем находились обширные территории. В частности, в 1921 году Ибрагим-беку удалось взять Душанбе – во многом благодаря тому, что он на какое-то время заключил союз с представителями Бухарской народной советской республики.

Подобная тактика отличала многих лидеров басмаческого движения. В те или иные моменты, когда им было выгодно, они пользовались готовностью советской власти амнистировать тех, кто готов был сложить оружие или с винтовкой в руках перейти ей на службу. Договоры с «неверными» басмачи, как правило, рассматривали как ничтожные и легко отказывались от них, как только возникала возможность вернуться к прежнему образу жизни.

Впрочем, такая практика имела и обратную сторону. С течением времени все большее число рядовых басмачей после сдачи в руки советской власти действительно отказывалось от вооруженной борьбы и участия в грабежах. С каждым разом уводить за собой людей басмаческим лидерам удавалось все с большим трудом. Более того, отказываться от участия в «борьбе с неверными» начали и крупные фигуры — такие, например, как Мадамин-бек. В 1919 году он контролировал фактически всю Ферганскую долину, а уже в марте 1920-го заключил мирный договор с советской властью. Бывшие сподвижники не простили ему этого: при попытке склонить их к отказу от басмачества Мадамин-бек был убит вместе с немногочисленным отрядом сопровождения.

Туркестанская автономия

Уничтожение Туркестанской автономии, породит массовое сопротивление большевикам. Позднее это течение будет называться басмачеством.

В ноябре 1917 года непосредственно в Коканде состоялся IV-й курултай мусульман Туркестана. Курултай объявил о создании Туркестанской автономии.

Власть в автономии переходила к Временному совету (который вначале возглавил премьер-министр М. Тинишбаев, а затем Мустафа Чокаев) и Национальному Мажлису.

Большевики не признали Туркестанскую автономию, которая была создана волей народа.

13 декабря 1917 года мусульмане Ташкента вышли на улицы и направились к центру города (ныне площадь Амира Темура). По пути следования они выкрикивали приветствия: «Да здравствует свобода! Да здравствует Туркестанская автономия!»

Однако отряд казаков встретил демонстрантов огнем. Мирная демонстрация была обагрена кровью.

Уничтожение Туркестанской автономии

Совет народных комиссаров Туркестана во главе с красногвардейцем Перфильевым преступил к созданию специального военного отряда, которому поручалось уничтожение Туркестанской автономии.

С помощью этого карательного отряда большевики намеревались свергнуть законную власть народов Туркестана и установить в Ферганской долине и долине Алая свою власть.

Продолжение следует…

СТАНЬ МЕЦЕНАТОМ!! Поддержи LegendaPress пожертвованием, чтоб мы и дальше могли писать для Вас!

Читайте еще Рыбное дело. Черная икра вместо кильки

Читайте еще Ахиллеон – дворец Печальной Императрицы

Читайте еще Вождь всех народов и времен. Сталин

Читайте дальше Забытые империи. Византия-наша духовная прародина

Читайте дальше Крымский поход фельдмаршала Миниха

Орджоникидзе о басмачах

В кино басмачей обычно изображали как бандитов, но это имело мало общего с реальностью. Вот что в 1922 году Иосифу Сталину писал Серго Орджоникидзе, который был в гуще событий: «Не верю, будто басмачество это шайка грабителей, оторванная и преследуемая населением. Необходимо в корне пересмотреть нашу политику в Туркестане, решительно отказываясь от каких бы то ни было коммунистических экспериментов, привлечь мусульманскую интеллигенцию, бросить игру левых коммунистов».

И интересно, что ему вторил Очилбек Газим, начальник мусульманских войск в Средней Азии, который вообще-то выступал на стороне Советов. Вот его обращение к коммунистам: «Вы пошли против наших принципов, свободу растоптали. Вы в лице большевистского правительства не перестаете нас преследовать и не перестаете преследовать народ. Вы нарочно объявляете русским и евреям, что басмачи – вредный элемент, их надо уничтожить в корне, иначе они срежут вам голову. Продовольствие и прочее мы берем у населения силой и оружием, ибо другого пути нам нет. Вы хорошо знаете, что добровольно населением нам ничего не дает. И все-таки вы притесняете население за то, что оно помогает басмачам».

Бандиты или моджахеды

Независимо от того, в каком значении используется исторический термин «басмачество», участниками этого движения были представители практически всех народов многонационального Туркестана. Вооруженные отряды пополнялись как за счет потомственных кочевников-скотоводов, имеющих преимущественно тюркские или монгольские корни, так и за счет ираноязычных земледельцев.

Если же речь идет о религиозном движении населения Средней Азии, возникшем после Октябрьской революции, то картина слегка меняется: басмачи – это исключительно жители Туркестана, исповедующие ислам. Представители народов, придерживающихся других религий, в моджахеды, понятное дело, не записывались.

Неоднозначные личности в истории

Многие историки описывали в своих произведениях басмаческое движение в Средней Азии. Среди них были исследователи Ильяс Дауди и Александр Пылев, которые изложили историю жизни одного из лидеров басмачества, неразрывно связанную с борьбой. Махмуд-бек, как и прочие лидеры движения, эмигрировал в 1921 году в Афганистан. Но из-за границы он умело получал сведения от своих агентов. Полученную информацию он активно продавал иностранной разведке, разбогатев на этом. В начале ВОВ гитлеровцы сумели привлечь курбаши на свою сторону для сотрудничества. Переманить бывшего лидера было несложно, достаточно было предложить хорошее вознаграждение. Махмуд-беку предложили руководить шпионским подразделением «Унион». Для расширения агентурной сети на территории союза ему выделили приличную сумму. Позднее он готовил по заданию Абвера диверсионные группы для заброски в СССР.

Идеология и стратегия aфганских душманов (моджахедов)

  • Главной линией и основой политической платформы в пропаганде идеологии душманов была декларация основного принципа: «Долг каждого афганца — защищать от неверных свою Родину — Афганистан и свою веру — священный ислам».
  • Объединение под знаменем священного ислама всех правоверных мусульман: «…Во имя Аллаха, долгом каждого благоверного мусульманина является священная война — Джихад, для этого ему надлежит идти и убивать неверных, только тогда его душа сможет войти во врата рая».
  • Духовные и политические лидеры душманов уделяли особое значение ведению политической пропаганды и агитации в рядах вооружённых отрядов и среди местного населения. Политическими партиями моджахедов и зарубежными спонсорами на эти цели тратились значительные средства.
  • В пропагандистской борьбе за поддержку местного населения душманами была одержана безоговорочная победа.
  • Моджахеды в рамках решения ближайших боевых задач действовали в составе различных по масштабу групп: небольших мобильных отрядов, значительных по численности группировок и крупных формирований.
  • Иногда различные по численности, боеспособности, оснащённости и степени организации вооружённые формирования, помимо главной цели — изгнания «шурави» и свержения действующей власти, преследовали свои частные и финансовые интересы.
  • Часто внутренние противоречия между политическими партиями, их лидерами и главарями (полевыми командирами), связанные с разделом сфер влияния и преимуществом в распределении зарубежной спонсорской помощи, приводили к вооружённым столкновениям между самими душманами.
  • Однако, несмотря на различные противоречия, связанные общей целью моджахеды были способны оперативно мобилизовать значительные силы и средства, организуя единое взаимодействие формирований для ведения масштабных боевых действий на широком фронте, как единое военизированное объединение.
  • Каждый год численность членов вооруженных формирований душманов, начиная с конца 1979 года — момента ввода ОКСВА, росла в геометрической прогрессии. К моменту вывода ОКСВА в 1989 году она превышала 250 тысяч человек.
  • На всем протяжении войны 1979—1989 годов в правительственных кругах, в рядах командования армии, МГБ, МВД ДРА, среди местного населения моджахеды имели широко разветвлённую и хорошо организованную разведывательную сеть.
  • Отряды душманов создавались по географическому, партийному, национальному, конфессиональному, родо-племенному признакам, их действия координировались и управлялись авторитетным командованием местных полевых командиров и местных лидеров, что позволяло действовать слаженно и результативно.
  • Целью ведения вооружённой борьбы моджахедов с ОКСВА, государственной властью и вооружёнными силами ДРА являлся вывод советских войск и свержение просоветского правительственного режима в Афганистане .


Моджахеды (душманы) переходят афгано-пакистанскую границу, 1985 год.

Что такое басмачество?

В странах Центральной Азии басмачество появилось в качестве освободительного движения. За последнее столетие было снято немало фильмов, в которых его участники показаны не в лучшем свете. Это сформировало негативное отношение зрителя к басмачам. Сейчас некоторые специалисты склонны полагать, что негативный образ басмачей был создан Советской властью намеренно. Изначально басмаческое движение появилось не для борьбы с новой властью. Оно имело форму гражданской войны местного масштаба. В итоге движение стало частью внутренней борьбы в рамках Российской империи.

Советская идеология преподнесла образ басмачей в виде коварных и страшных бандитов. Сейчас в период пересмотра старых стандартов этих людей начали называть борцами за свободу и независимость. Так ли это на самом деле?

Сам термин «басмачи» был придуман большевиками. А вот участники движения называли себя «мужахит», а точнее «моджахедами – борцами за веру».

Басмачи против Красной Армии

На момент прихода Красной Армии в Азию здесь существовала Кокандская, или Туркестанская автономия. Войска молодой советской республики в сравнении с разрозненными отрядами басмачей были сильнее. Поэтому получить власть над автономией и, по сути, над всей российской Средней Азией, получилось быстро. В 1918 году Кокандская автономия пала.

Но власть Советов на территории от Казахстана до Туркмении так и не была признана. Басмачи стали партизанским движением. Отсюда и слова «бандиты», «налетчики». И с 1918 по 1920 год в Средней Азии началась война. Басмачи устраивали диверсии и засады, «вырезали» целые отряды «красных», и убивали их командиров. Басмачам помогало то, что они действовали на своей земле — войны в горах всегда давались сложно. Но Красная Армия была лучше подготовлена и имела централизованное управление.

К середине 20-х годов басмачи были практически побеждены. Но тут началось новое явление — коллективизация, которое было совершенно чуждо в свете исламских устоев. И война басмачей вспыхнула с новой силой.

Чаще всего стычки возникали в Ферганской долине, в Восточной Бухаре, в Хорезме, в районе пустыни Каракум.

Бывало, что басмачи шли на перемирие, но оно было недолгим.

Только в 1932 году басмачество было полностью разбито. Хотя существуют данные, что отдельные банды орудовали в Средней Азии вплоть до 1940 года.

Конец басмачества

Несмотря на то, что частично басмаческое движение можно сравнить с крестьянскими выступлениями внутри самой России в годы Гражданской войны, борьба с ним осложнялась этническим и религиозным подтекстом. Этого большевики не понимали (или не хотели понять) в первые годы войны с туркестанцами, которых активно поддерживали турки (на первоначальном этапе Энвер-паша даже пытался возглавить панисламистское движение) и англичане (в рамках борьбы с советской Россией британцы снабжали басмачей оружием и боеприпасами).

Красная армия применяла почти ту же тактику, что, например, на Тамбовщине: брала жителей кишлаков в заложники, а в случае отказа от требований сложить оружие — выжигала посёлки. В 1922 году председатель Совнаркома Туркестана Кайгысыз Атакаев резюмировал: «Мы думали одно время ликвидировать басмачество огнём и мечом. В этих целях более или менее крупные кишлаки, «поражённые басмачеством», уничтожались беспощадно, вследствие чего население уходило от советской власти всё дальше и дальше. Не помогла нам и общая оккупация всей Ферганы. Население оставалось враждебным к нам».

Красноармейцы на Туркестанском фронте. (commons.wikimedia.org)

Перелома в борьбе с басмачами удалось достичь только в годы НЭПа с либерализацией экономической жизни. Одновременно большевики начали активнее работать с мусульманским духовенством, пытаясь выбить из рук руководителей движения «знамя джихада». Помогла и поддержка дисциплины в частях Красной армии, дислоцированных в Туркестане. В итоге к 1930-м годам в результате успешных походов против последних баз басмачей в пустыне, а также в соседних странах (например, в Афганистане), советская Средняя Азия, наконец, ощутила на себе атмосферу мира.

Судьба Ибрагим-бека

Несмотря на то что в 1925-27 годах басмачество в Средней Азии вновь активизировалось, достичь прежних успехов «борцам за веру» уже не удалось. Местное население все активнее поддерживало новую власть, отказывая басмачам в снабжении; вербовать сторонников тоже становилось все труднее. Сыграли свою роль и совершавшиеся при молчаливом согласии властей Афганистана регулярные рейды Красной армии на афганскую территорию, где банды басмачей отсиживались в перерывах между грабительскими набегами. Как правило, прямых столкновений с басмачами во время таких походов не было – верные бандитской тактике, те предпочитали нападать исподтишка и лишь при явном перевесе сил в их пользу, – зато удалось ликвидировать почти все их тыловые базы.

Одним из лидеров басмаческого движения, который до последнего пытался продолжать борьбу с советской властью в Средней Азии, был Ибрагим-бек, прославившийся даже среди своих сподвижников жестокостью. По мере того как бывшие лидеры басмачей один за другим отказывались от вооруженного сопротивления, погибали в боях с частями Красной армии или в междоусобных схватках, Ибрагим-бек занимал все более высокое положение в неформальной иерархии басмачей. В итоге в конце 1920-х годов он попытался объединить под своим началом все еще остававшиеся басмаческие отряды. Но вынужденный воевать на два фронта – против Красной армии и правительственных войск Афганистана, – в конце концов потерял в боях большую часть своих сторонников. С немногими оставшимися Ибрагим-бек в апреле 1931 года вновь вторгся на территорию советского Таджикистана, но это была последняя его эскапада.

23 июня 1931 года специальная оперативная группа ОГПУ под руководством Мукума Султанова сумела навязать беку бой возле переправы через реку Кафирниган и захватить его. Суд в Ташкенте 31 августа 1931 года приговорил Ибрагим-бека к расстрелу. А спустя восемьдесят лет по решению Верховного суда Узбекистана он был реабилитирован. Правда, не персонально, а в списке из 115 человек, приговоренных к расстрелам в 1920-30 годах. Весьма вероятно, что вынесшие это решение судьи не вникали в подробности биографии каждого из внесенного в этот список. В противном случае придется признать, что вынесенный ими вердикт имеет явную политическую окраску и адресован новым властям соседнего Афганистана. Ведь с точки зрения талибов, Ибрагим-бек является таким же борцов за веру, как и они сами, а потому его реабилитацию в Кабуле сегодня наверняка рассматривают как дружественный шаг. Правда, насколько это может обезопасить границы Узбекистана от угрозы с юга, которая становится все более и более ощутимой, – неизвестно.

Революция в Туркестане

Средняя Азия ещё в царские времена была неспокойным регионом. В конце 19-го века Туркестан потрясло Андижанское восстание, а в годы Первой мировой войны волнения распространились не только на территории Коканда и Хивы, но и на Казахстан. Социальный и экономический кризис привёл к тому, что в регионе начали формироваться мусульманские общественные организации, которые тем не менее лояльно относились к Петрограду и видели будущее края в статусе автономии в России.

На протяжении лета и осени 1917 года в местных Советах, сформированных в основном из русских, начали приобретать большое влияние большевики и левые эсеры. В сентябре в Ташкенте начались столкновения меньшевиков и правых эсеров с последователями Ленина, однако войска, лояльные Временному правительству, частично дезертировали, частично перешли на сторону большевиков. Последние получили город под свой контроль уже в октябре — был образован Революционный комитет для распространения советской власти на всей территории Туркестана.


Ташкент в царское время. (commons.wikimedia.org)

Но нашлись и те, кто не хотел мириться с новым положением. В Коканде представители краевого съезда мусульман объявили о создании Кокандской автономии. Большевики предложили включить представителей Советов в правительство, на что получили отказ. До поры до времени автономия не выступала против Ленина и его соратников. «Мусульмане, сознавая общность государственных интересов со всеми гражданами Российской республики, считают себя обязанными признать и по мере сил поддерживать ту государственную власть, которая, опираясь на народные организации, стремится повести страну до Учредительного собрания», — говорилось в одном из программных документов съезда.


Правительство Кокандской автономии. (mytashkent.uz)

Но враждебное отношение большевиков к автономии было очевидным. На этом фоне кокандское правительство договорилось о совместных действиях с атаманом Дутовым, а также приступило к формированию ополчения. В январе 1918 года начался поход красноармейцев под командованием председателя совнаркома Туркестана Фёдора Колесова на Коканд. Кампания завершилась взятием города и разгоном мусульманского правительства уже в следующем месяце. Столкновения большевиков и местных жителей были ожесточёнными. «Кокандские события фактически были бойней для невооружённых мусульманских масс города. Впечатления этой бойни должно было надолго отравить ядом национальной вражды трудящихся мусульман, заставить сотни, даже тысячи их бежать <…> в недоступные для русской власти районы», — описывал последствия разгрома автономии один из членов ВРК спустя три года. В марте 1918 года Колесов предпринял поход на Бухару, независимость которой была признана в Москве. Акция закончилась ничем, кроме массового разбоя. Лишь в 1920 году большевикам удалось завоевать эмират.


Последствия штурма Бухары Красной армией в 1920 году. (asiaplustj.info)

Поражение Кокандской автономии стало началом долгой войны большевиков с проживавшими в Средней Азии мусульманами, отряды которых стали называть басмачами.

Воины Кокандской автономии

Началом басмаческого движения можно считать восстания, прокатившиеся по Средней Азии в 1916 году. Поводом стал царский указ о призыве «инородцев», как называли жителей среднеазиатских регионов империи, на тыловые работы. До этого они вообще не подлежали призыву, но нехватка людей в армии заставила царское правительство пересмотреть эту практику. Привыкшие к тому, что солдатчина им не грозит ни в каком виде, жители Средней Азии усмотрели в новом порядке покушение на их традиционные свободы и права и взялись за ружья.

Эти отряды стали одной из главных вооруженных сил, поддержавших установление в конце 1917 года так называемой Кокандской автономии. Одним из ее первых внешнеполитических шагов стало провозглашение независимости Туркестана. Со стороны советской власти было большой ошибкой допустить подобное развитие событий: идея национальной независимости привлекла на сторону Кокандской автономии многих жителей Средней Азии. Когда 22 февраля 1918 года автономия была ликвидирована, разгромленные отряды ее сторонников начали действовать самостоятельно, опираясь на поддержку местного населения.

Именно эти банды и можно считать первыми басмаческими формированиями. Убеждая дехкан в том, что именно эти отряды будут отстаивать их независимость и свободу, басмачи быстро переключились с идеи свободного Туркестана на идею свободного мусульманского Туркестана. Увы, доказательством их заявлениям служили в первую очередь неверные шаги новой советской власти. Ее представители, особенно присланные из европейской части России, категорически настаивали на том, что в новых органах самоуправления не должно быть представителей мусульманского духовенства, а хорошо бы и мусульман вообще.

Такие действия не могли не привести к всплеску вооруженного сопротивления новой власти. На этой волне и поднялись лидеры басмаческого движения, охота за которыми позднее стала одной из важнейших задач органов государственной безопасности Средней Азии и соединений Красной армии. Успешно решить ее удалось лишь после того, как советские руководители среднеазиатских республик начали пересматривать прежние подходы к управлению регионом, на что ушло почти четыре года.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: