Новые публикации
Бамбара на русском. В Мали интерес к языку Пушкина огромен 19.03.2024
В Русском доме в столице Мали Бамако прошла презентация учебника русского языка как иностранного (РКИ), адаптированного для западноафриканского языка бамбара (бамана). Новое пособие позволит малийцам осваивать русский язык без французского посредника, что ускорит и облегчит процесс.
Русист из Колумбии: Выпускникам российских вузов проще найти хорошую работу 19.03.2024
«Именно язык Пушкина будет объединять Россию с другими народами планеты», – пишет в своем эссе «Пушкин – наше всё. И что? Нужен ли русский гений новому поколению?» на XXIV Международный Пушкинский конкурс «Российской газета» русист из Колумбии Дина Максимова.
Знай русский! 10,5 миллиона или миллионов просмотров? 19.03.2024
Как грамотно заявить о количестве просмотров на своей странице в социальной сети? Почему нельзя сказать «четверо подписчиц»? Верно ли написание «десяти миллионный пользователь»? Предлагаем вспомнить основные правила, которые необходимо знать при употреблении числительных.
Альфонсо де Хойос (Испания): Корни русофобии стоит искать там же, где и корни испанофобии 18.03.2024
Испанский общественный деятель Альфонсо де Хойос представил в Мадриде книгу о своём предке – первом герцоге Альмодоваре-дель-Рио, который служил послом в Российской империи при Елизавете Петровне, Петре III и Екатерине Великой. История отношений между нашими странами знала разные периоды как охлаждения, так и дружбы, и ставить точку здесь ещё рано, уверен испанец.
«Русские музыканты не идут, а летят вперёд». 180 лет Н. А. Римскому-Корсакову 18.03.2024
Мы часто говорим о великих музыкантах, коими русская культура очень богата. Но актуальны ли они сейчас в огромном мультикультурном мире или такой музыке нужен «перевод»? Николай Андреевич Римский-Корсаков, 180-я годовщина которого отмечается 18 марта, – случай очень необычный.
Знай наших! Николай Бердяев и его русская идея 18.03.2024
Одного из самых известных в мире русских философов – Николая Бердяева – называют «философом свободы». Сам он писал, что для него свобода – это «дух, творческий акт, личность, общение любви». Его поиск духовной свободы получился непростым: дворянин, революционер, заметная фигура Серебряного века, эмигрант, участник Сопротивления, гражданин СССР.
«Мы научились согревать руки о горячие стреляные гильзы». 100 лет Юрию Бондареву 15.03.2024
«Все мы вышли из бондаревских «Батальонов…»», – сказал когда-то Василь Быков от имени всех писателей-фронтовиков. Бондарев прожил долгую плодотворную жизнь и ушёл совсем недавно, в 2020-м, в возрасте 96 лет. 15 марта мы отмечаем 100-летие писателя.
Студенты из Казахстана в восторге от Всемирного фестиваля молодёжи 15.03.2024
Студенты Казахско-русского международного университета (КРМУ) недавно вернулись из Сочи, где представляли университет и Русский центр на Всемирном фестивале молодёжи. Попасть на фестиваль было непросто, но время, проведённое в Сириусе, навсегда останется в их памяти.
Кафешантан «Вилла Роде»
Будущий Приморский просп. / ул. Академика Крылова
«Вилла Роде» открылась в 1908 году на углу Новодеревенской набережной и Строгановской улицы (сейчас это район метро «Черная речка»). В уютном садике располагались большой летний театр и веранда-ресторан со сценой; во время ужинов публику развлекали хор цыган и венгерский оркестр. Здесь выступал Шаляпин, а одним из самых знаменитых «богемных» гостей был Александр Блок. Многие считают, что в стихотворениях «Незнакомка» и «В ресторане» поэт описывает именно «Виллу Роде» (впрочем, мнения на этот счет расходятся).
По воспоминаниям публициста Александра Амфитеатрова, заведение имело «репутацию не столь двусмысленную, сколь определенную». В меню, помимо деликатесов и вин, значились и «особые» блюда: «Купание русалок в шампанском», «Танцы одалисок на столах среди посуды» и «Венера» (когда в центре подноса с цветами и фруктами лежала обнаженная красавица, а гости поливали девушку игристым и осыпали купюрами).
Традиции[править | править код]
Марка с эмблемой «Бродячей собаки», художник Ю. Арцименев, 1989
Кафе «Бродячая собака» на историческом месте было вновь открыто в 2001 году на волне интереса к дореволюционной истории и Серебряному веку.
Одноимённые заведения, вдохновленные образом исторической «Бродячей собаки», существуют в других городах России:
- В 1995 году в Казани при Литературно-мемориальном музее А. М. Горького было открыто литературное кафе «Бродячая собака», где размещается стационарная выставка «Поэты Серебряного века» и проходят различные культурные мероприятия и встречи.
- С 2006 года в Новосибирске действует кабаре-кафе «Бродячая собака».
Заведения ориентированы на поддержание литературных и артистических традиций оригинальной «Бродячей собаки».
Дом Мурузи
Литейный просп., 24
Сегодня известный главным образом по «полутора комнатам» Бродского (поэт прожил здесь большую часть ленинградского периода), огромный дом в мавританском стиле был не менее знаменит в литературных кругах и сто лет назад. Квартира Дмитрия Мережковского и Зинаиды Гиппиус стала одним из главных салонов Серебряного века, через который прошли, пожалуй, все значимые фигуры того времени.
В доме Мурузи Мережковский и Гиппиус прожили двадцать лет, несколько раз меняя квартиры. Чтобы попасть в их литературный салон, требовалось «пройти собеседование», которое вела сама хозяйка — полулежа на кушетке, дымя папироской в мундштуке. Понравиться язвительной и острой на язык «экзаменаторше» было непросто, но оно того стоило: одобрительный вердикт мог обернуться взлетом писательской карьеры.
Получалось не у всех. Так, когда в январе 1907 года к Гиппиус и Мережковскому явился с визитом двадцатилетний Гумилев, над ним, смущенным, принялись буквально издеваться. «Дразнили беднягу, который преглупо стоял», — вспоминал принимавший в экзекуции непосредственное участие Андрей Белый. Затем вошел Мережковский и, сунув руки в карманы, сказал с французским прононсом: «Вы, голубчик, не туда попали! Вам здесь не место». Гиппиус же указала на дверь лорнеткой. А потом еще и написала Брюсову, рекомендовавшему Гумилева:
Сергею Есенину повезло больше: о его стихах Зинаида Николаевна отозвалась даже одобрительно, но не упустила возможности поиздеваться над наружностью юноши. «…Гиппиус, наставив лорнет на его валенки, громко одобрила их: „Какие на вас интересные гетры!“ — вспоминала Ирина Одоевцева. — Все присутствующие покатились со смеха. Такие обиды не прощаются. И не забываются».
Привал комедиантов
Марсово поле, 7
Литературно-артистическое кабаре на Марсовом поле стало преемником закрытой в марте 1915 года «Бродячей собаки». Обустраивать новое заведение в разгар войны при острой нехватке средств оказалось непросто.
В апреле 1916 года заведение всё же открылось. В первый вечер сыграли сразу два спектакля: «Шарф Коломбины» Мейерхольда (будучи режиссером императорского театра, он не имел права делать постановки где-то еще, поэтому в «Привале» пользовался псевдонимом «доктор Дапертутто») и «Фантазию» Николая Евреинова. МХТ прислал поздравительную телеграмму:
Завсегдатаи «Собаки» вскоре, правда, испытали разочарование — «Привал» по сравнению с их любимым заведением оказался гораздо менее демократичным. Всё тот же Георгий Иванов писал:
Копия хуже оригинала
«Бродячая собака» закрылась 3 марта 1915 года. По официальной версии — из-за незаконной продажи вина. Имущество было выставлено на продажу, но доброе имя «Собаки» спас друг Бориса Пронина, директор большого завода Виктор Крушинский. Он заплатил необходимые 37 000 рублей. Увы, возродить «Собаку» на прежнем месте уже не удалось. Ее преемником стал «Привал комедиантов» на Марсовом поле.
Интерьер здесь напоминал «собачий»: расписанные сводчатые комнаты, свечи в старинных канделябрах, маски Бауты (популярные венецианские маски) вместо абажуров. Однако заполняла «Привал» самая разная публика, и «фармацевты» чувствовали себя здесь хозяевами. Неповторимо чарующая атмосфера «Бродячей собаки», как под гипнозом уносившая обитателей подвала прочь от реального места и времени, была навсегда утеряна.
P.S. В 2001 году в Санкт-Петербурге, на историческом месте, открылось арт-кафе «Подвал бродячей собаки». На столах — русские платки с бахромой, бар декорирован витражами, на стенах — современная живопись, повсюду фигурки собак, арлекинов и шутов, в белом коридоре между залами наши известные современники оставляют свои автографы и рисунки, а рядовые посетители с удовольствием фотографируются на этом фоне.
История[править | править код]
Было открыто антрепренёром Борисом Прониным в канун 1912 года в подвале дома Жако и закрыто весной 1915 года, во время Первой мировой войны, вскоре после антивоенного выступления В. Маяковского. Ее учредителем выступило Общество интимного театра: его в 1909 году основали режиссеры Николай Евреинов, Федор Комиссаржевский, Александр Мгебров, писатель Алексей Толстой и сам Пронин. Они и придумали название кабаре. Когда в конце декабря 1911 года компания искала в Петрограде место, чтобы отметить Новый год, Толстой спросил у Евреинова: «А не напоминаем ли мы сейчас бродячих собак, которые ищут приюта?» А тот ему ответил: «Вы нашли название нашей затее, пусть этот подвал называется „Бродячей собакой“».
Стены кафе были расписаны художником С. Судейкиным. Именно он помимо панно рисовал программы вечеров и даже маскарадные костюмы.
Дом Жако — Кабаре «Бродячая собака»
Кабаре изначально задумывалось как площадка для собраний представителей искусства: поэтов, писателей, художников, актеров и музыкантов. Над входом в «Подвал» даже висел плакат с надписью «Все между собой считаются знакомы». Сюда приходили, например, футуристы, символисты, акмеисты, «цеховики», «мирискуссники». В «Бродячей собаке» веселились, читали стихи, дискутировали и просто общались: для многих она стала вторым домом.
Здесь устраивались театральные представления, лекции, поэтические и музыкальные вечера. Именно там впервые прочитывались многие стихи и звучали музыкальные пьесы, о чём сохранилось немало воспоминаний. «Саркастическая музыка Эренберга остро звучала в литературно-артистическом кабаре „Бродячая собака“ и в „Привале комедиантов“».
Славу арт-подвала составили его посетители: Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Николай Гумилёв, Игорь Северянин, Надежда Тэффи, Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, Всеволод Мейерхольд, Михаил Кузмин, Артур Лурье, Константин Бальмонт, Тамара Карсавина, Алексей Толстой, Аркадий Аверченко, Сергей Судейкин, Николай Сапунов, Николай Кульбин, Николай Евреинов, Рюрик Ивнев, Паллада Богданова-Бельская, Дмитрий Тёмкин, Алексей Лозина-Лозинский и другие.
Анна Ахматова посвятила «Бродячей собаке» стихотворения «Все мы бражники здесь, блудницы…» и «Да, я любила их, те сборища ночные…»
Упоминается в многочисленных мемуарах. В частности, поэт-футурист Бенедикт Лившиц, о котором поклонники льстиво говорили, что вокруг него всегда пляшет хоровод из девяти муз, вспоминал о «Бродячей собаке» такими словами:
Однако тон в этом заведении до начала войны с Германией всё же задавали не футуристы, а акмеисты и их друзья. В этом артистическом подвале они жили «для себя» и «для публики», исполняя роль богемы имперской столицы. Съезжались обыкновенно после полуночи, а расходились — только под утро. Спустя два десятка лет Бенедикт Лившиц в своих воспоминаниях оставил нам внешне ироническое, но по сути восхищённое описание этого «интимного парада», на котором поэт превращался в актёра на подмостках, а читатель — в зрителя. Вот всего один отрывок из его текстов, посвящённых этому времени:
Кабаре не только развлекало посетителей, но и проводило множество культурных мероприятий, в частности лекции о театральном искусстве (Сергей Ауслендер), «О новом мировоззрении (Николай Кульбин), диспуты на тему эзотерики, магии и религии.
В кабаре сложился свой «собачий уклад», состоявший из множества обычаев. Помимо ударов в турецкий барабан, была, например, «свиная книга» — в нее поначалу записывали приходивших гостей, но позднее она приобрела почти сакральную роль общего альбома. Более того, у «Собаки» существовали собственный герб, гимны на открытие и закрытие встреч, а также ордена и даже специальные знаки отличия.
По выражению Бенедикта Лившица, « …первое же дыхание войны сдуло румяна со щёк завсегдатаев „Бродячей собаки“». Официальной причиной закрытия кафе весной 1915 года была объявлена нелегальная продажа алкоголя. Часто называют причиной закрытия и пацифистские выступления Маяковского. Истинные причины, по-видимому, были финансовыми. После этого многие постояльцы переехали в «Привал комедиантов» — еще одну знаковую площадку петербургского Серебряного века.
Во время Великой Отечественной войны в подвале располагалось бомбоубежище.
Драки, скандалы и закрытие кабаре
В «Бродячей собаке» собирались совершенно разные люди. Представители богемы враждебно относились не только к обывателям, пришедшим утолить праздное любопытство, но и друг к другу. Атмосфера часто накалялась до предела.
Так случилось, например, на вечере, посвященном поэту Константину Бальмонту. Поэт Михаил Долинов в письме знакомому события ночи 8 ноября 1913 года: «К утру Бальмонт напился пьян, сел подле Ахматовой и стал с нею о чем-то говорить. В это время к нему подошел Морозов (сын известного пушкиниста Петра Морозова, театральный критик. — Прим. ред.) и стал говорить комплименты. Бальмонт с перепою не разобрал, в чем дело, и заорал: «Убрать эту рожу!» Тогда Морозов обозлился, схватил стакан с вином и швырнул в К. Д. Этот вскочил, но был сбит с ног Морозовым. Пошла драка. Ахматова бьется в истерике, Гумилев стоит в стороне, а все прочие избивают Морозова. Драка была убийственная. Все были пьяны и били без разбору друг дружку смертным боем».
30 ноября того же года в кабаре чуть не убили Маяковского. Поэт-футурист Василиск Гнедов этот случай: «Один раз мы сидели вдвоем с Маяковским недалеко от эстрады за столиком и разговаривали о романе Вербицкой “Ключи счастья”. Маяковский хорошо знал эту повесть и стал ее пародировать, грассируя особенно слащавые места этой сугубо мещанской дребедени. У него это получалось великолепно. В темном углу за спиной Маяковского стоял основательно выпивший купеческий сынок; поклонник Вербицкой, который не смог перенести издевательства над своим кумиром. В один миг обогнув стол он очутился против Маяковского и нераспечатанной бутылкой шампанского, держа двумя руками за горло бутылки, подняв над собой, направил со всего размаха на голову Маяковского. В последние мгновения я, инстинктивно взметнув свои руки вверх, успел над самой головой схватить бутылку. Так я спас Маяковского от верной смерти».
Фото: Fine Art Images / Heritage Images / Getty Images
Владимир Маяковский, 1912 год
За три дня до этого происшествия в кабаре произошел конфликт Мандельштама и чудаковатого футуриста Велимира Хлебникова. Литературовед Виктор Шкловский: «Хлебников в “Бродячей собаке“ прочел антисемитские стихи с обвинением евреев… Мандельштам сказал: “Я как еврей и русский оскорблен, и я вызываю вас. То, что вы сказали, — негодяйство“. И Мандельштам, и Хлебников, оба, выдвинули меня в секунданты, но секундантов должно быть двое. Я пошел к Филонову (художник-авангардист. — Прим. ред.), рассказал ему. Как-то тут же в квартире Хлебников оказался. Филонов говорит: “Я буду бить вас обоих (то есть Мандельштама и Хлебникова), покамест вы не помиритесь. Я не могу допустить, чтобы опять убивали Пушкина, и вообще, все, что вы говорите, ничтожно“…» Дуэли не случилось, но обиженный Хлебников наградил Мандельштама прозвищем «мраморная муха».
Полиция нередко интересовалась происходящим в кабаре. Поэт Георгий Иванов: «Столкновения с властями вообще происходили не раз при возвращении из “Собаки”. Однажды кто-то похвастался, что влезет на чугунного коня на Аничковом мосту. И влез. Разумеется, появился городовой. Выручил всех Цыбульский. Приняв грозный вид, он стал вдруг наступать на городового. “Да ты знаешь, с кем ты имеешь дело, да ты понимаешь ли… Как смеешь дерзить обер-офицерским детям”, — вдруг заорал он на весь Невский. Страж закона струсил и отступился от “обер-офицерских детей”».
Но закрыли «Бродячую собаку» не из-за подобных происшествий. Одной из причин закрытия стало скандальное выступление Маяковского 11 февраля 1915 года. Он прочитал стихотворение «Вам!», в котором крайне жестко прошелся по конформистам и обывателям, «любящим баб да блюда», ради которых зазорно отдавать жизнь на фронте. «Они орали, Маяковский стоял на эстраде совершенно спокойно и, не шевелясь, курил огромную сигару… Да. Вот таким я и запомнила его, очень красивым, очень молодым, большеглазым таким, среди воющих мещан», — Ахматова.
Фото: Fine Art Images / Heritage Images / Getty Images
Анна Ахматова
Во время Великой Отечественной войны помещение «Подвала бродячей собаки» служило бомбоубежищем. В августе 1941 года мимо него на трамвае проезжала Анна Ахматова. Вдруг оглушительно завыла воздушная тревога. Над городом показались немецкие самолеты. Поэтесса выбежала из трамвая и стала искать укрытие — так она в последний раз оказалась в месте, где расцветал Серебряный век, где некогда жили надежды, красота и культура.
Примечания[править | править код]
- ↑ Жизнь Николая Гумилёва: воспоминания современников. Изд-во Международного фонда истории науки, 1991. С. 229.
- ↑
- ↑ Джон Боулт. Художники русского театра. 1880-1930. — Москва: «искусство», 1991. — С. 36—38. — 98+ иллюстрации с.
- . Дата обращения: 29 апреля 2009.
- «Собака» осталась, однако, на заметке у полиции, и в начале марта 1915 года в подвале был произведен обыск, и обнаружены дюжины бутылок запрещенных спиртных напитков, после чего градоначальник распорядился закрыть подвал (С. С. Шульц, В. А. Склярский. Бродячая собака: век нынешний — век минувший. СПб, 2003. Стр. 127).
- . Дата обращения: 12 февраля 2011.
«Башня» Вячеслава Иванова
Ул. Таврическая, 35
В этом доме, увенчанном большой круглой башней, с 1905 по 1912 год жил поэт и философ Вячеслав Иванов, на квартире у которого собирался весь цвет литературного Петербурга. Андрей Белый оставил такое описание:
Здесь одной летней ночью Блок, выбравшись на крышу, под аккомпанемент соловьев Таврического сада впервые декламировал «Незнакомку». В «Башне» состоялся и поэтический дебют Анны Ахматовой: 14 июня 1910 года она прочла свои ранние стихи. По воспоминаниям присутствовавших, хозяин дома выслушал ее очень сурово и иронично изрек: «Какой густой романтизм…» Ахматова позже обижалась на мэтра:
Впрочем, критика не худшее из того, что могло произойти с литератором в «Башне». По воспоминаниям художницы Маргариты Сабашниковой, здесь было принято швырять в скучных докладчиков апельсины (Михаил Кузмин уточняет, что бросались корками — но тоже, согласитесь, обидно).
Кстати, в «Башне» юная Ахматова не только читала стихи, но и демонстрировала акробатические способности — перегнувшись назад, до пола, пыталась дотянуться зубами до спички, которая торчала вертикально из лежащей на полу коробки. С цирковыми номерами выступала и первая жена Андрея Белого Ася Тургенева: «К ней стали приставать, чтобы она встала на голову, — Маргарита Бородаевская. — <…> Она сняла со стриженых волос резинку… и надела ее на ноги, прижав юбку. Затем легким движением вскинула ноги, опираясь на руки… Белый подал ей зажженную сигарету, и она простояла, пока докурила».
Многие гости «Башни» совершали и более эксцентричные поступки. Так, поэт Иоганнес фон Гюнтер вспоминал, что в одну из Ивановских сред получил от незнакомой женщины в подарок малахитовую шкатулку с гашишем. А писательница Надежда Санжарь посещала «Башню», чтобы исполнить свою заветную мечту — зачать гениального младенца. По воспоминаниям Кузмина, она «ходила по великим людям за зародышем.
«Бойся собаки»
«Бродячая собака» задумывалась как место «для своих», поэтому и вход в нее было найти непросто. Следовало преодолеть одну подворотню, пересечь двор-колодец, затем — еще одну подворотню, свернуть влево и у стены неоштукатуренного кирпича найти ступени в «собачье подземелье». Там у дверей висели молоточек и доска, по которой каждому гостю полагалось постучать.
Со временем подвал превратился в своеобразное государство с гимном и гербом (сидящая собака, положившая лапу на античную маску), со своими законами, правилами, ритуалами, обычаями. Возглавлял кабаре Борис Пронин, именуемый Hund-директором. Устав общества был написан Алексеем Толстым. Основой устава стало отсутствие коммерческой выгоды: «Никому ни за что не выплачивается никакого гонорара. Все работают бесплатно».
Кабаре выпускало гербовую бумагу, на ней печатали приглашения, извещения, программы и афиши. У «собачников» были свои знаки отличия, главным из которых считался Орден Собаки с надписью «Cave canem» — «Бойся собаки».
Алексей Толстой заказал у переплетчика книгу для записи стихов, мнений, идей и пожеланий гостей. Названная «Свиной книгой» (по качеству кожи, которой была переплетена), исписанная и изрисованная вдоль и поперек, она содержала стихотворные наброски, шаржи, нотные записи экспромтов и карикатуры. Каждый момент «собачьей жизни» отражен в «Свиной книге», коих за историю существования «Бродячей собаки» было две.
Место дебютов
В этом маленьком артистическом подвале впервые публично заявили о себе многие поэты, без которых сегодня невозможно представить русскую культуру. 30 ноября 1912 года в «Бродячей собаке» дебютировал Маяковский. Его товарищ, поэт Бенедикт Лившиц, что в ту пору Маяковский тщательно выстраивал свой имидж: «Одетый не по сезону легко, со львиной застежкой на груди, в широкополой черной шляпе, надвинутой на самые брови, он казался членом сицилианской мафии, игрою случая заброшенным на Петроградскую сторону. Его размашистые, аффектированные, резкие движения, традиционные для всех оперных злодеев, басовый регистр, прогнатическая нижняя челюсть, волевое выражение которой не ослабляло даже отсутствие передних зубов, сообщающее вялость всякому рту, — еще усугубляли сходство двадцатилетнего Маяковского с участником разбойничьей шайки или с анархистом-бомбометателем…» Образ поэта крайне впечатлил публику. Его стихи были приняты с восхищением, а сам Маяковский стал завсегдатаем кабаре. Он любил лежать на огромном турецком барабане, стоящем у сцены, и язвительно подшучивать над выступающими.
Фото: Fine Art Images / Heritage Images / Getty Images
Алексей Крученых, Давид Бурлюк, Владимир Маяковский, Николай Бурлюк и Бенедикт Лившиц, 1913 год
Дебют Ахматовой состоялся еще в «башне» Вячеслава Иванова, но выступления в «Бродячей собаке» также были для нее первыми творческими шагами. Без них молодая поэтесса не получила бы внимания от современников в достаточной мере. Поэт Георгий Иванов ее успех после одного из вечеров в кабаре: «Ахматова сидит у камина. Она прихлебывает черный кофе, курит тонкую папироску. Как она бледна! Ахматова никогда не сидит одна. Друзья, поклонники, влюбленные, какие-то дамы в больших шляпах и с подведенными глазами…»
Сам Георгий Иванов, впоследствии эмигрировавший, тоже дебютировал в «Бродячей собаке». Он был юн и робок: поэт впервые выступил со своими стихами 13 января 1912 года, когда ему было 17 лет. На этом вечере он познакомился с Николаем Гумилевым, который, увидев его, : «Я знал, что вы молоды, но все же не думал, что до того!»
Архивы
АрхивыВыберите месяц Январь 2024 (1) Ноябрь 2023 (1) Август 2023 (4) Июль 2023 (6) Апрель 2023 (2) Март 2023 (2) Август 2022 (3) Июль 2022 (1) Июнь 2022 (7) Май 2022 (6) Апрель 2022 (4) Март 2022 (5) Февраль 2022 (6) Январь 2022 (16) Декабрь 2021 (5) Ноябрь 2021 (7) Октябрь 2021 (3) Сентябрь 2021 (9) Август 2021 (8) Июль 2021 (4) Июнь 2021 (9) Май 2021 (2) Апрель 2021 (5) Март 2021 (7) Февраль 2021 (5) Январь 2021 (7) Декабрь 2020 (9) Ноябрь 2020 (8) Октябрь 2020 (9) Сентябрь 2020 (9) Август 2020 (5) Июль 2020 (9) Июнь 2020 (9) Май 2020 (4) Апрель 2020 (7) Март 2020 (12) Февраль 2020 (5) Январь 2020 (11) Декабрь 2019 (8) Ноябрь 2019 (10) Октябрь 2019 (9) Сентябрь 2019 (12) Август 2019 (9) Июль 2019 (8) Июнь 2019 (12) Май 2019 (6) Апрель 2019 (5) Март 2019 (11) Февраль 2019 (8) Январь 2019 (12) Декабрь 2018 (4) Ноябрь 2018 (15) Октябрь 2018 (15) Сентябрь 2018 (15) Август 2018 (7) Июль 2018 (9) Июнь 2018 (12) Май 2018 (13) Апрель 2018 (10) Март 2018 (9) Февраль 2018 (13) Январь 2018 (7) Декабрь 2017 (12) Ноябрь 2017 (9) Октябрь 2017 (15) Сентябрь 2017 (10) Август 2017 (5) Июль 2017 (6) Июнь 2017 (4) Май 2017 (6) Апрель 2017 (15) Март 2017 (11) Февраль 2017 (9) Январь 2017 (14) Декабрь 2016 (14) Ноябрь 2016 (7) Октябрь 2016 (6) Сентябрь 2016 (12) Август 2016 (9) Июль 2016 (9) Июнь 2016 (6) Май 2016 (6) Апрель 2016 (1) Март 2016 (10) Февраль 2016 (10) Январь 2016 (10) Декабрь 2015 (5) Ноябрь 2015 (8) Октябрь 2015 (8) Сентябрь 2015 (10) Август 2015 (12) Июль 2015 (12) Июнь 2015 (4) Май 2015 (9) Апрель 2015 (5) Март 2015 (10) Февраль 2015 (5) Январь 2015 (7) Декабрь 2014 (6) Ноябрь 2014 (11) Октябрь 2014 (17) Сентябрь 2014 (12) Август 2014 (6) Июль 2014 (9) Июнь 2014 (12) Май 2014 (8) Апрель 2014 (6) Март 2014 (8) Февраль 2014 (4) Январь 2014 (5) Декабрь 2013 (9) Ноябрь 2013 (35) Октябрь 2013 (76) Сентябрь 2013 (76) Август 2013 (77) Июль 2013 (44) Июнь 2013 (5622) Май 2013 (2181) Апрель 2013 (2210) Март 2013 (1613) Февраль 2013 (1528) Январь 2013 (1235) Декабрь 2012 (1261) Ноябрь 2012 (1315) Октябрь 2012 (1281) Сентябрь 2012 (1243) Август 2012 (1256) Июль 2012 (862) Июнь 2012 (1503) Май 2012 (1347) Апрель 2012 (1169) Март 2012 (1048) Февраль 2012 (1099) Январь 2012 (822) Декабрь 2011 (893) Ноябрь 2011 (581) Октябрь 2011 (463) Сентябрь 2011 (423) Август 2011 (393) Июль 2011 (136) Июнь 2011 (527) Май 2011 (506) Апрель 2011 (324) Март 2011 (494) Февраль 2011 (443) Январь 2011 (309) Декабрь 2010 (424) Ноябрь 2010 (348) Октябрь 2010 (403) Сентябрь 2010 (380) Август 2010 (397) Июль 2010 (96) Июнь 2010 (316) Май 2010 (430) Апрель 2010 (370) Март 2010 (247) Февраль 2010 (195) Январь 2010 (155) Декабрь 2009 (222) Ноябрь 2009 (180) Октябрь 2009 (201) Сентябрь 2009 (183) Август 2009 (172) Июнь 2009 (211) Май 2009 (178) Апрель 2009 (164) Март 2009 (139) Февраль 2009 (120) Январь 2009 (103) Декабрь 2008 (133) Ноябрь 2008 (89) Октябрь 2008 (120) Сентябрь 2008 (114) Август 2008 (85) Июнь 2008 (154) Май 2008 (116) Апрель 2008 (143) Март 2008 (113) Февраль 2008 (100) Январь 2008 (102) Декабрь 2007 (126) Ноябрь 2007 (124) Октябрь 2007 (118) Сентябрь 2007 (81) Август 2007 (94) Июнь 2007 (90) Май 2007 (91) Апрель 2007 (72) Март 2007 (62) Февраль 2007 (43) Январь 2007 (43) Декабрь 2006 (56) Ноябрь 2006 (47) Октябрь 2006 (47) Сентябрь 2006 (40) Август 2006 (52) 0 (34)