Война через лед. 10 лет первому арктическому конвою второй мировой

Сквозь лёд и пламя | газета северная магистраль

Назло Гитлеру

В опасное плавание к берегам Советского Союза отправились 7 транспортов (6 сухогрузов и 1 танкер) и 15 кораблей боевого охранения, в том числе авианосец, 2 крейсера, 6 эсминцев, а также тральщики и корветы. Как видите, охрана была значительной, но и груз того стоил. Потеря даже одного грузового корабля могла обернуться ощутимым ударом по снабжению фронта. В эти дни враг практически захватил Киев, в блокаде были Ленинград и Севастополь, враг накапливал силы для последнего броска на Москву. Гитлер был уверен, что к зиме он будет на берегах Волги, может, поэтому особого внимания к арктическим конвоям и не было. До зимы 1942 года конвои ходили практически без потерь. Первый караван доставил в Архангельск 25000 тонн различных грузов. Для сравнения: для такого объема перевозок потребовалось бы 300-400 железнодорожных вагонов или 1500 современных грузовиков.

Гигантские корабли

В Германии всегда тяготели к оружию гигантских размеров. Мы можем вспомнить пушку «Дора», танк «Maus» («Мышь»), но сегодня темой нашего рассказа станут самые крупные корабли немецкого военно-морского флота. Проектирование больших военных кораблей началось в 1932 году, но к 1935 году концепция изменилась, так как Германия решила не выполнять условия Версальского договора. Проекты были переработаны, и немецкие конструкторы взялись за проекты водоизмещением до 42000 тонн и вооруженные орудиями 380 миллиметров. К началу войны немцы имели два громадных линкора: «Бисмарк» и «Тирпиц». Планировалось, что эти линкоры будут использоваться как главная ударная сила против кораблей Англии и Франции в акваториях Северного и Норвежских морей.

Но уже скоро эту концепцию пришлось пересмотреть. В мае 1941 года «непотопляемый» «Бисмарк» был пущен на дно английскими моряками, и «Тирпиц» перестал участвовать в боевых операциях. Но то, что он есть у Германии, вызывало большое беспокойство и сковывало действия союзников. Особенно он мешал при проведении арктических конвоев, которые доставляли стратегические грузы в СССР.

«Тирпиц» был спущен на воду 1 апреля 1939 года, два года ушло на исправление производственных и проектных недостатков, и только 20 сентября 1941 года его признали боеспособным. Первоначально линкор был отправлен в Балтийское море, чтобы не дать прорваться остаткам Балтийского флота СССР в Швецию. В конце сентября было принято решение перебазировать корабль в Норвегию, так как очень боялись, что англичане высадятся в Норвегии. О крейсерстве в Северной Атлантике разговоры больше не велись из-за боязни потерять его. Норвегия стала «зоной судьбы», как ее назвал Гитлер, из-за ее стратегического положения. 16 января «Тирпиц» в сопровождении 4 эсминцев прибыл в Фэттен-фьорд. Через неделю англичане уже знали место дислокации корабля и начали планировать способы его уничтожения. Немцы сделали все, чтобы обезопасить свой корабль. Рядом с базой корабля находился аэродром Вэрнес, на берегах были установлены многочисленные зенитные батареи, а с моря была организована мощная защита из торпедных сетей, усиленная целой флотилией кораблей дымзавесы. Первый налет англичане провели ночью с 29 на 30 сентября, но не смогли найти цель и вернулись на свои базы.

Миссия в Москве

Историки и мемуаристы сходятся во мнении, что Гопкинс справился со своей задачей, оказавшись едва ли не единственным американцем, вызывавшим у Сталина человеческую симпатию. В разговоре посланец Рузвельта подчеркнул, что организовать поставки тяжёлого вооружения можно будет не раньше, чем состоится правительственная конференция СССР, США и Великобритании, на которой будут определены стратегические планы распределения ресурсов между фронтами войны.


Гарри Гопкинс. (Wikimedia Commons)

Такая конференция открылась в Москве 29 сентября 1941 года. В первые два месяца после подписания Московского протокола из США отплыли 28 кораблей с более чем 130 тысячами тонн грузов для России. 7 ноября 1941 года Рузвельт распространил на СССР действие Закона о ленд-лизе. Так началась история американской помощи СССР. Всего в Советский Союз было доставлено 17,3 млн тонн имущества общей стоимостью 9,48 млрд долларов.

Концентрация сил врага на борьбу с конвоями союзников

Стоит отметить, что после того, как в мае 1941 года британцами был потоплен флагман немецкого флота линкор «Бисмарк», Гитлер вообще запретил экипажам своих надводных судов вступать в открытые бои с англичанами. Причина была самая простая – он опасался лишний раз дать врагу повод для торжества. Теперь же картина изменилась.

В начале зимы 1942 года в район возможного появления британских конвоев были срочно переброшены три тяжёлых крейсера и один лёгкий. Кроме того, их должны были поддерживать пять эсминцев и пятнадцать субмарин. Параллельно с этим, численность самолётов, базировавшихся на аэродромах Норвегии, была увеличена до пятисот единиц, что позволило в апреле того же года приступить к регулярным авианалётам на Мурманск.

Подобные меры возымели действие, и относительное спокойствие, в обстановке которого совершали свой переход первые конвои, сменилось по настоящему боевой обстановкой. Первую потерю союзники понесли в январе 1942 года, когда немцами было потоплено британское транспортное судно «Вазиристан», входившее в состав конвоя PQ-7.

Роль разведки[править | править код]

Взлом англичанами кода «Энигмы» сыграл важную роль в конечном успехе арктических конвоев. Хотя упреждающие действия были не всегда возможны, разведывательные данные позволили Королевскому ВМФ подготовиться к боям и конвои могли получать адекватный эскорт. Перехват и потопление линкора «Шарнхорст» были в значительной степени обусловлены способностью англичан читать сообщения, зашифрованные Энигмой.

Конвой PQ-17

В августе 1941 года финские войска захватили городок Сортавала и создали там пункт радиоперехвата. В начале июля 1942 года этот центр перехватил шифрованную телеграмму, переданную кодом Морзе с советской авиабазы в районе Мурманска. Дешифрованный финнами, текст телеграммы содержал полное описание большого конвоя PQ-17 с военными грузами, направляющегося из Исландии в СССР. Финны передали эти материалы немцам, которые вначале планировали использовать для атаки конвоя надводные корабли. Однако, английские подлодки обнаружили попытку выхода в море линкора «Тирпиц», и немецкие надводные корабли вернулись в базу, а удар по PQ-17 был нанесен авиацией и подлодками.

Пути решения проблемы

Существовало три варианта решения этой проблемы. Один маршрут пролегал через Тихий океан, но из всех советских дальневосточных портов, лишь Владивосток был соединён железной дорогой с прифронтовыми районами. У его причалов регулярно швартовались суда союзников, и, несмотря на то что Транссибирская магистраль имела сравнительно невысокую пропускную способность, за годы войны именно по ней было доставлено 47% военных грузов. Но, проблема состояла в том, что этот маршрут занимал очень много времени.

Второй, и наиболее безопасный путь пролегал через персидский залив и Иран. Однако, ввиду технических сложностей, им удалось воспользоваться лишь в середине 1942 года, тогда как помощь фронту требовалась незамедлительно. Поэтому северные арктические конвои, являвшиеся третьим вариантом доставки грузов, рассматриваемым союзным командованием, имели ряд преимуществ перед двумя другими.

Во-первых, он требовал сравнительно немного времени. Арктический конвой мог доставить груз всего за десять – двенадцать суток, а во-вторых, Архангельск и Мурманск, где производилась разгрузка, находились достаточно близко к району военных действий и к центру страны.

Однако, этот путь был чреват опасностями, проистекавшими из того, что корабли были вынуждены двигаться вдоль берегов Норвегии, оккупированной немцами. Значительную часть пути им приходилось преодолевать в непосредственной близости аэродромов и военно-морских баз противника. Однако, несмотря ни на что, этот путь был незаменим, и арктические союзные конвои 1941-1945 года внесли существенный вклад в разгром врага. Особенно велика их роль была в первый военный год.

Кому больше?

Соглашение между правительствами СССР и Великобритании о совместных действиях в войне против Германии было подписано еще в июле 1941 г. Первый арктический конвой, безусловно, стал реальным шагом в развитии этого сотрудничества. Проблемы помощи Советскому Союзу со стороны Великобритании и США рассматривались на Атлантической конференции между Черчиллем и Рузвельтом 9 — 12 августа 1941 года. Причём увеличение поставок в СССР обуславливали соответствующим сокращением поставок Великобритании. Дальновидный политик, Черчилль вынужден был пойти на это. Кстати, общий объём американских поставок по ленд-лизу (англ. lend — давать взаймы и lease — сдавать в аренду), составлял 50,1 миллиардов долл. Из них Великобритания получала 31,4, а СССР — 11,3 млрд.

Существовало несколько вариантов доставки грузов. Через Тихий океан из Америки до Владивостока и дальше по Транссибу до европейской части СССР. До того, как в декабре 1941 года начались боевые действия между Японией и США, это был сравнительно безопасный маршрут, но грузы на нём застревали на недели. Тем не менее, он действовал всю войну. Помимо Владивостока, в небольших объёмах ленд-лизовские грузы принимали Петропавловск-Камчатский, Находка и Советская Гавань. В октябре 1941 г. ГКО дал директиву об организации доставки самолетов из США воздушным путем. Трасса Аляска — Сибирь проходила от Фэрбенкса на Аляске через Берингов пролив до Красноярска, а дальше самолеты своим ходом шли к прифронтовым аэродромам или в разобранном виде по железной дороге двигались к фронту. Еще один безопасный путь пролегал через Персидский залив и Иран. Но из-за технических и организационных проблем в полную силу он начал функционировать лишь в середине 1942 г. В конце этого года турецкие власти разрешили доставлять некоторые грузы для СССР по Черному морю. Был еще один тихоокеанский маршрут. Он начинался в бухте Провидения на Чукотке, где собирались суда с американскими грузами, которые в сопровождении ледоколов шли через Берингов пролив в Арктику. Затем Северным морским путем они направлялись в Архангельск и Мурманск.

Стратегическое значение[править | править код]


Северный морской конвой в походе.

Арктические конвои привели к значительным изменениям в расстановке морских сил с обеих сторон, что оказало существенное влияние на ход боевых действий на море на других театрах боевых действий. В результате действий ранних рейдов британских эсминцев в Норвегии, Гитлер пришёл к убеждению, что англичане намереваются вторгнуться в Норвегию снова. Это, вместе с очевидной необходимостью остановить арктические конвои в СССР, заставило Гитлера отдать приказ передислоцировать тяжёлые надводные немецкие корабли, включая линкор «Тирпиц», в Норвегию. Операция «Цербер» была предпринята частично по этой причине.

Как «флот в наличии», «Tirpitz» и другие тяжёлые надводные немецкие корабли связывали силы Королевского ВМФ которые могли быть лучше использованы где-то ещё, например, для сдерживания ВМФ Японии в Индийском океане. Успех рейдов в Атлантике «Гнейзенау» и «Шарнхорст» в 1941 продемонстрировал масштабы немецкой угрозы в Атлантике. Однако, с закрытием союзниками непатрулируемого воздушного «окна» над северной Атлантикой, улучшением радиопеленгационного оборудования (Huff-Duff (англ.)), оснащением самолётов сантиметровым радаром на основе резонансного магнетрона и предоставлением конвоям эскортных авианосцев, возможности для немецких рейдеров в Атлантике были ограничены.

Помимо неудачной попытки перехватить конвой PQ17 в марте 1943 года и рейда на Шпицберген в сентябре 1943, «Тирпиц» провёл большую часть Второй мировой войны в норвежских фьордах. «Тирпиц» подвергался постоянным атакам, пока наконец не был потоплен во фьорде Тромсё 11 ноября 1944 года Королевскими ВВС. Другие тяжёлые суда Кригсмарине никогда не дислоцировались в Норвегии (например, «Гнейзенау»), были вытеснены из портов страны, или были потоплены превосходящими силами противника (например, «Шарнхорст»). В особенности, неудачная атака на конвой JW-51B (Бой в Баренцевом море), когда превосходящая группировка немецких надводных кораблей не смогла нанести поражение британскому эскорту, состоявшему из крейсеров и эсминцев, привела Гитлера в ярость, и привела к переносу акцента с надводных рейдеров к подводным лодкам. Некоторые тяжёлые корабли были физически разобраны и их вооружение использовано в прибрежных укреплениях.

Тем не менее, на дне оказались почти 1700 танков, сотни самолётов, автомобилей и тысячи тонн всевозможных военных грузов. Условно можно сказать, что была уничтожена техника и ресурсы для проведения как минимум одной фронтовой стратегической операции.

Состав конвоя

Конвой «Дервиш» состоял из шести грузовых судов и одного танкера. В качестве эскорта конвой сопровождался двумя крейсерами, пятью эсминцами, тремя корветами, тремя тральщиками, двумя авианосцами и танкером.

Название Тип корабля Флаг корабля Название Тип судна Флаг судна Тоннаж (брт.)
Devonshire Крейсер Alchiba грузовое судно 4.427
Suffolk Крейсер Aldersdale танкер 8,402
Inglefield Эсминец Lancastrian Prince грузовое судно 1,914
Impulsive Эсминец Llanstephan Castle грузовое судно 11,348
Electra Эсминец New Westminster City грузовое судно 4,747
Eclipse Эсминец Trehata грузовое судно 4,817
Escapade Эсминец Esneh грузовое судно 1,931
Hamlet Корвет
Macbeth Корвет
Ophelia Корвет
Halcyon Тральщик
Harrier Тральщик
Salamander Тральщик
Argus Авианосец
Victorious Авианосец
Aldersdale Танкер

Примечания[править | править код]

Комментарии

  1. По условиям ленд-лиза ответственность за доставку грузов из английских портов в советские лежала на советской стороне. Однако, как выяснилось, советский Северный флот не располагал необходимыми для этого силами и средствами. В результате, охрану конвоев взял на себя британский флот при небольшом участии флота США.
  2. По данным российского посольства в Британии, на апрель 2020года года живы около 550 ветеранов арктических конвоев.

Сноски

  1. Bob Ruegg and Arnold Hague Convoys to Russia 1941—1945 ASIN B000S9V1TW ISBN 0-905617-66-5 (англ.)
  2. Последними из этой серии были «PQ-18» и «QP-15»/ C декабря 1942 года конвои, идущие в СССР, имели литер «JW», обратно — «RA». Порядковый номер начинался с 51.
  3. Arnold Hague The Allied Convoy System 1939—1945: Its Organization, Defence and Operation ISBN 1-55125-033-0 ISBN 978-1-55125-033-5 (англ.)
  4. ↑ PQ-5
  5. PQ-16
  6. Дервиш (арктический конвой)
  7. Конвой PQ-1
  8. PQ-2
  9. Конвой QP-1
  10. Успех был обеспечен возможностью пристрелки в темноте по радиолокационным засечкам всплесков снарядов, хотя были применены и осветительные снаряды
  11. Angela Hind. . BBC News (5 февраля 2007).
  12. Владимир Морган. . NewCanada.com. — Статья была опубликована в русско-канадской газете The Yong Street Review, №221 за 2004 год. Дата обращения: 2 марта 2022.
  13. Владимир Морган. NewCanada.com. — Статья была опубликована в русско-канадской газете The Yong Street Review, №222 за 2004 год. Дата обращения: 2 марта 2022.
  14. Садам и скверам дали имена // Санкт-Петербургские ведомости. — 2019. — 22 ноября.

Англичане защищают Мурманск

Все суда загрузили стратегическим сырьём, каучуком, топливом, военной техникой и обмундированием, в Архангельск было доставлено 25 тыс. тонн грузов (обратные конвои из СССР везли, в основном, лес). Помимо кораблей сопровождения британский конвой прикрывала палубная авиация, а в прибрежных водах его встречали советские эсминцы. Отправившийся вместе с конвоем британский авианосец «Аргус» нес на борту 24 истребителя «Харрикейн» в полной боевой готовности. Кроме того, на корабле было 15 таких истребителей в разобранном виде. Все эти самолёты из 151-го истребительного авиакрыла британских королевских ВВС стали базироваться на аэродроме Ваенга под Мурманском на место базирования 72-го авиаполка ВВС Северного Флота СССР. Авиация союзников предназначалась для защиты советских северных портов и будущих союзнических конвоев. Английские летчики не только обучали своих советских коллег обращению с британской техникой, но и сами совершали боевые вылеты. Причем часто весьма успешно. Всего лишь за несколько летных дней в октябре англичане вылетали на боевые задания более 350 раз. При этом сбили 15 немецких самолетов и потеряли только один свой. Командир 151-го истребительного крыла Ишервуд, два командира эскадрилий и самый результативный летчик были награждены высшими государственными наградами СССР — орденами Ленина. За все время войны такой награды никто из союзников больше не получал.

История

Первый конвой

Первый конвой под названием «Дервиш» отплыл из Исландии 21 августа 1941 года и прибыл в Архангельск через 10 дней без потерь. Конвой был относительно небольшим и состоял всего из шести торговых судов. Конвой охраняли три минных тральщика, три эсминца и три противолодочных траулера.. Командование конвоем осуществлял британский контр-адмирал. В дальнейшем конвои отправлялись из портов Великобритании.

Состав

Конвой мог состоять из 7-35 грузовых судов и 5-16 эскортных военных кораблей, которые могли включать в себя авианосцы, крейсеры, эсминцы и тральщики. С воздуха конвой прикрывала палубная эскадрилья из 40 «Диких Котов» и «Авосек». В прибрежных советских водах конвой встречали советские эсминцы Северного флота («Урицкий» и «Куйбышев»).

Маршрут


Маршруты северных союзных конвоев. 1941—1945


Британский постер времён Войны

Первоначально морские конвои выходили из Хваль-фьорда (Исландия), но, начиная с сентября 1942 года, они стали отправляться из залива Лох Ю в Шотландии (Великобритания). Маршрут конвоев пролегал в 300 км от оккупированной Норвегии в Мурманск и Архангельск) и был особенно опасен из-за прохождения вблизи баз немецкой авиации, подводного и надводного флота, а также из-за преобладающих в этих водах плохой погоды.. Конвой проходил 1600 км за 10 дней при средней скорости в 20 км/ч.

Значение


Северный морской конвой в походе.

Арктические конвои отвлекали значительные силы обеих сторон от других театрах боевых действий на море. Рейды британских эсминцев у берегов Норвегии заставили немецкое командование думать, что британцы планируют вторгнуться в Норвегию снова. Это, вместе с очевидной необходимостью остановить арктические конвои в СССР, заставило Германию передислоцировать тяжёлые надводные немецкие корабли, включая линкор «Тирпиц», в Норвегию. Операция «Цербер» была предпринята частично по этой причине.

Эти немецкие корабли связывали силы британского флота, которые могли быть лучше использованы где-то ещё, например, для сдерживания ВМФ Японии в Индийском океане.

После неудачной попытки перехватить конвой PQ17 в марте 1943 года и рейда на Шпицберген в сентябре 1943 года, линкор «Тирпиц» провёл большую часть Второй мировой войны в норвежских фьордах, где подвергался постоянным атакам, пока наконец не был потоплен во фьорде Тромсё 11 ноября 1944 года Королевскими ВВС. Другие корабли германского флота никогда не дислоцировались в Норвегии,), были вытеснены из портов страны, или были потоплены превосходящими силами противника (например, «Шарнхорст»).

Потери

С 21 августа 1941 по 30 мая 1945 года состоялось 78 походов, в которых 85 торговых судов и 16 боевых кораблей ВМФ Великобритании (2 крейсера, 6 эсминцев и 8 других эскортных судов) были потоплены. Погибло около 3000 британских моряков. На дне оказались почти 1700 танков, сотни самолётов, автомобилей и тысячи тонн всевозможных военных грузов. Условно можно сказать, что была уничтожена техника и ресурсы для проведения как минимум одной фронтовой стратегической операции.

Первые конвои остались незамеченными немцами и не имели потерь. В января 1942 года было потоплено первое британское судно «Вазиристан» из конвоя PQ-7. В истории наиболее известен конвой PQ-17, который потерял 23 корабля из 36. Конвой покинул берега Исландии 27 июня 1942 года. На 8-ые сутки похода конвой атаковала германская авиация и подлодки.

Германия потеряла один линкор, три эсминца и по меньшей мере 30 подводных лодок, а также значительное количество самолётов. Например, при атаке на конвой PQ-18 немецкая сторона потеряла 40 самолётов.

Потери союзников и их ответные меры

Развивая успех, германское командование организовало настоящую охоту, за следующим конвоем PQ-8. На его перехват вышли линкор «Тирпиц», являвшейся точной копией потопленного прежде «Бисмарка», а также три эсминца и несколько подлодок. Однако, несмотря на все старания, своевременно обнаружить арктический конвой им не удалось, и их единственной, но весьма прискорбной для нас жертвой, стало советское транспортное судно «Ижора», по техническим причинам отставшее от основной группы.

К сожалению, в дальнейшем потери союзников значительно увеличились. Согласно сводкам тех дней, в марте 1942 года немцам удалось потопить пять британских транспортов, а в следующем месяце, к ним присоединились ещё девять судов входивших в состав четырёх конвоев, направлявшихся в Мурманск.

Главная же военная неудача постигла англичан 30 апреля, когда торпедой, выпущенной из немецкой субмарины, был потоплен крейсер «Эдинбург», возвращавшийся к берегам Британии. Вместе с ним отправились на дно, находившиеся в его артиллерийских погребах пять с половиной тонн золота, полученные от советского правительства в уплату за военные поставки, которые были для нас отнюдь не дармовыми.

Впоследствии это золото было поднято в ходе спасательных операций, проходивших в период с 1961 по 1968 год. В соответствии с заключённым ранее договором, всё оно было поделено между Советским Союзом, Британией, а также фирмами, осуществлявшими подводные работы.

Тогда же в 1942 году ввиду осложнившейся обстановки, союзниками были предприняты экстренные меры. Американский флот направил для охраны конвоев достаточно внушительную эскадру, состоявшую из двух линкоров, двух крейсеров и шести эсминцев. Не осталось в стороне и советское командование. Если прежде Северный флот осуществлял проводку транспортных судов лишь специально выделенными для этой цели кораблями, то теперь им навстречу высылались все без исключения наличные силы.

Вновь востребованный опыт минувших веков

Арктические конвои Второй мировой войны явились продолжением традиции, начало которой было положено испанцами ещё в XVI веке. В те, давно прошедшие времена, они конвоировали галеоны, перевозившие через Атлантику тонны золота и серебра, награбленного в Южной Америке. Поскольку следовать с таким грузом было весьма опасно, корабли собирались на рейде Гаваны, и уже под прикрытием испанских пушек, шли через просторы, кишевшие английскими пиратами.

И вот, когда в июле 1941 года Москва и Лондон подписали соглашение о взаимных действиях в борьбе с Германией, и Черчилль обещал Сталину помочь, во всём, что будет в его силах, британцы вспомнили, тот метод, которым четыреста лет назад морские перевозчики оборонялись от их агрессивных соотечественников.

Это оказалось весьма кстати, поскольку буквально через две недели Советский Союз заключил с Америкой соглашение о военных поставках, конгрессом которой была принята государственная программа снабжения союзных войск боеприпасами, техникой, продовольствием и медикаментами, вошедшая в историю под названием ленд-лиз. В связи с этим в полной мере встал вопрос – как доставить грузы союзников в советские порты.

Борьба с конвоями[править | править код]

Для борьбы с арктическими конвоями немцы использовали базирующиеся во фьордах Норвегии (базы Алта-фьорд, Тронхейм и Нарвик) корабли:

  • линкоры «Тирпиц» и «Шарнхорст»,
  • тяжёлые крейсеры «Адмирал Шеер», «Лютцов», «Адмирал Хиппер»
  • эсминцы «Герман Шерман», «Фридрих Экольдт» и «Ганс Лоди».
  • подводные лодки типа U-134 (1941). В атаке на конвои задействовались «стаи» по 10 подлодок. Всего у берегов Норвегии действовало до 40 немецких подводных лодок.

Также в борьбе с конвоями немцы задействовали 5-й воздушный флот (500 самолётов типа Junkers Ju 88). Авиация обеспечивала воздушную разведку. Когда конвой обнаруживали, с баз поднимались бомбардировщики (около 40) и, разделившись на звенья, атаковали суда.

Почему «Дервиш»?

В переводе с персидского «дервиш» означает «нищий, бродяга». Нам трудно понять, почему британское Адмиралтейство так назвало союзный конвой, ведь дервиши – члены мусульманских монашеских орденов, скорее всего, это было сделано, чтобы запутать немецкую разведку. Помните? «Операция «Ы»! – «Почему «Ы»? – «Чтобы никто не догадался». Так и здесь, но не будем отвлекаться. 12 августа конвой вышел из порта Ливерпуль и направился в сторону Оркнейских островов и 16 августа прибыл в Исландию для заправки топливом. 21 августа конвой отправился в Архангельск, куда и прибыл благополучно 31 августа. Все путешествие заняло три недели. Первый конвой не был обнаружен немецкой авиацией и кораблями. Наверное, странное название операции действительно помогло сохранить все в тайне. К сожалению, последующие подобные операции не были такими успешными.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: