Как петр i боролся с беспризорностью

Маскарады, семга и ледяные горки

Новогодняя ёлка не сразу стала символом Нового года. Для этого ей пришлось преодолеть почти полтора века. Дело в том, что ель, как и сосна, использовалась в русских погребальных обрядах, поэтому простые люди не спешили приносить в дом хвойное дерево.

Уже в середине XIX века европейские традиции ставить рож­дественскую ёлку постепенно захватили русское аристократическое общество. А в конце века она стала обязательным атрибутом богатого дома. Уже тогда москвичи и петербуржцы соревновались, у кого ёлка выше и богаче украшена. У крестьян эта традиция не приживалась вплоть до 1930 года.   

В череде длинных новогодних праздников XIX столетия в России отмечали Святки, потом Рождество – 25 декабря по старому стилю, через неделю Старый Новый год, следом Крещение. Колядки в рождественскую ночь, утренние богослужения в церквях и храмах, а после в гости к друзьям – эти традиции соблюдались неукоснительно. В зажиточных и богатых семьях проходили званые обеды, балы и маскарады. Столы ломились от яств: разных сортов ценной рыбы – сёмги, икры, дорогого шампанского. Ёлку украшали фруктами, пряниками и обязательно клали под неё подарки.

Развлечением для простых людей было катание на ледяных горках и санях. Обычай запускать фейерверки в больших городах остался с петровских времён. Интересно, что в конце XIX века появились рождественские открытки, их отправляли не только родным и близким, но даже тем, кто жил на соседней улице.

«В Красноярске ёлки тоже появились в конце XIX века, в основном в дворянских и мещанских домах. Городской голова Николай Переплётчиков, известный тем, что отказался получать жалованье, а личные деньги тратил на благотворительность, организовал ёлку для детей разночинцев, пригласив более 500 ребятишек. Там не только раздавали детям подарки, но и отправили каждого на извозчике домой. Именно с этого момента в городе стали проводить общественные ёлки в гимназиях и приютах», – делится историк, краевед, сотрудник Красноярского краеведческого музея Татьяна Зыкова.

По ее словам, городские ёлки до 60-х годов прошлого века проводились в цирке-шапито, установленном на Красной площади, которая получила свое название в 2021 году. Потом построили стационарное здание. А после выхода фильма «Карнавальная ночь» Новый год стали отмечать с большим размахом по всей стране.    

Учеба вместо брака

Шел четырнадцатый год Северной войны. Позади были блистательные победы при Лесной и под Полтавой, взяты крепости Нарва и Ниеншанц, а в России все еще ужасно не хватало образованных офицеров. Касалось это, впрочем, и гражданских чинов – будущая империя нуждалась в лучших управленцах и государственных деятелях из дворянской среды.

К большой досаде Петра Первого, дети дворян особого желания учиться не изъявляли. Тогда мудрый царь решил официально запретить недорослям жениться до тех пор, пока они не усвоят необходимые для службы знания. Так звучал указ: «Послать во все губернии по нескольку человек из школ математических, чтоб учить дворянских детей цифири, геометрии и положить штраф такой, что невольно будет жениться, пока сего выучится». Начиная с 1714 года священники не имели права обвенчать молодую пару без письменного свидетельства об окончании юношей школы.

Навигацкая школа располагалась в здании Сухаревой башни

Вступить в брак отныне разрешалось лишь после знакомства с математикой. Юным дворянам цифирные школы виделись настоящим местом ссылки, где помимо прочего следовало соблюдать строгую дисциплину и сдавать экзамены. Пугало изнеженных отроков и то, что во время занятий в классе за ними наблюдали отставные солдаты с хлыстами в руках – отвлечься от урока было просто-напросто опасно. Не пожалел деятельный государь и тех, кто считался (или прикидывался) слабоумным: им жениться тоже не разрешалось. Правда, для них существовал испытательный срок на службе, успешно выдержав который, можно было создавать семью.

Для исполнения петровского указа в 1716 году было открыто двенадцать школ, а спустя пять лет их количество выросло почти в четыре раза. А вот с учениками возникли сложности: дворяне буквально прятали своих детей из страха надолго расстаться с ними. Посадские люди, получившие возможность дать образование своим отпрыскам, тоже не спешили приводить их в цифирные школы. Как правило, к традиционным занятиям родителей (ремеслу и торговле) «ученые» дети уже не возвращались, и семейное дело переставало процветать.

Петровский указ от 20 декабря 1699 года

Петр Великий вошел в историю как реформатор и преобразователь. Многие внешние формы русской жизни он хотел переделать на европейский манер. Одной из таких новаций стало изменение летоисчисления и даты празднования Нового года. Сильное влияние на будущего императора оказали его заграничные вояжи.

До указа самодержца время на Руси вели от Сотворения Мира, а «новолетие», то есть Новый год, начинался 1 сентября.

Указ состоит из двух частей. В первой части обосновывается введение нового летоисчисления. Особенно подчеркивается, что «от Рождества Христова» живут не просто христианские народы, а те из них, которые исповедуют Православие. По мысли царя, страна должна жить по календарю, принятому в Европе.

Вторая часть петровского указа по объему даже больше первой. В ней содержатся подробные предписания, как встречать Новый 1700 год. Петр Великий, как и всегда, подробно регламентирует жизнь своих подданных.

После молебного пения в Церкви или дома в Москве необходимо украсить свои дома и ворота сосновыми, еловыми или можжевеловыми ветвями и поздравлять друг друга с началом Нового года и нового столетия. Как украшать хвоей дома, в то время никто не знал. Поэтому необходимо ориентироваться на образцы, специально выставленные у гостиного двора.

Знатным людям предписывается утроить праздничную стрельбу из небольших пушек, мушкетов и другого мелкого ружья. На Красной площади провести огненные потехи. По ночам с 1 по 7 января запускать ракеты, во дворах зажигать праздничные огни — ставить 2-3 бочки, наполненные соломой, хворостом и смолой.

Текст указа свидетельствует, что царь пытается ввести у себя на родине обычаи, с которыми он познакомился в Европе во время своих зарубежных путешествий. Надо сказать, традиция украшения домов и улиц на Новый год после смерти императора постепенно сошла на нет и была благополучно забыта. Тем не менее, исследователи считают, что появление на улицах городов хвойных деревьев является началом истории устанавливать елку на новогодний праздник.

№ 3502. — 1720 г., февраля 1. Сенатский. О строении госпиталей в Москве для помещения незаконнорожденных младенцев и о даче им и их кормилицам денежного жалования.

…Объявить указ, чтобы зазорных младенцев в непристойные места не отметывали, но приносили бы к вышеозначенным гошпиталям и клали тайно в окно через какое закрытие, дабы приносимых лиц не было видно.
Эти примитивные учреждения, «в Москве мазанки, а в других местах деревянные», должны были содержаться на частные приношения (докл. комиссии XVIII Пироговск. съезду). По некоторым данным, всего было устроено до 10 сиропитательниц, на которыя перенесено было название гошпиталей, и в них воспитывалось (или пребывало) до 3000 детей. Но очевидно, что средств от частных приношений для поддержания «гошпиталей» было недостаточно.
// Ошанин М. О призрении покинутых детей. 1912 год. – Ярославль, 1912. – С. 13.

Дети воспитывались до восьми лет, после чего мальчиков отдавали на ученье мастерам, а девочек отдавали в услужение, или выдавали замуж.
//Бахтин Н. Призрение и воспитание. (Очаг слушательниц Киевского Фребелевского института. Сентябрь, 1914 г. — апрель, 1915 г.) — Народное образование. 1915. — Т. 2: июль—декабрь. — С. 56—59., С. 112.

… Когда принятые в гошпитали дети выростут, «то мальчиков отдавали бы в ученье к какому-нибудь мастеру, а девочек помещали бы кому-нибудь в услужение и, конечно, если представится случай, выдавали замуж. Если впоследствие они подвергались болезням или увечию, или впадали в помешательство, то могли возвращаться в эти приюты, как в родительские домы». (См. брошюру по поводу столетия С.-Петерб. воспитат. дома).
Число принимаемых младенцев возрасло до небывалой цифры. В 1724 г. по одной Московской канцелярии их числилось 865 чел. в возрасте не свыше 3 лет. На них расходовалось 4731 р. Кормлением грудных младенцев занималось 218 кормилиц, которые, за отсутствием гошпиталей, помещались в разных местах. В это же время в Москве насчитывалось 90 богаделен мужских и женских; в них состояло 4000 нищих, в числе которых сильно преобладали женщины. На жалованье этим нищим выходило 12000 р. в год; но кроме них в богадельнях проживало без жалованья, 207 прибылых нищих (С.М.Соловьев. История России с древнейш. времен, т. 6 и 4, стр. 204 и 209).  Вероятно, под влиянием такого переполнения, по отношению к безродным детям состоялось распоряжение, чтобы их раздавать на воспитание с вечным за воспитателями укреплением, а достигших 10 лет определять в матросы (ПСЗ № 4335).
// Максимов Е. Из истории государственного призрения в России: система государственного призрения при Петре I: усиление административного начала в призрении // Трудовая помощь. — 1901. — № 1. — С. 29-30.

Изучение архива ярославской духовной консистории, эпохи Ростовского митрополита Арсения Мацеевича, проливает некоторый свет на дальнейшую судьбу «гошпиталей».
Указом 28 февраля 1721 года установлен был способ избрания церковных старост, а в Указе Св. Синода от 29 июня 1723 года объясняются разные обязанности старосты и, между прочим, требуется, чтобы часть церковнаго кошельковаго сбора, а также всю прибыль от продажи свечей особо хранить для устройства «гошпиталей».
Но в 1737 году при Императрице Анне Иоанновне обнаружилось, что собранныя, вследствие предыдущих распоряжений, средства совершенно ничтожны, и повелено было все накопленныя суммы обратить в церковный расход.
Поэтому, вероятно, в силу недостаточности средств, число открытых «гошпиталей» было невелико, и те вскоре должны были прекратить свое существование.
Период времени от Петра I-го до Екатерины II-й не благоприятствовал начинаниям по благоустройству внутри Империи. Частая смена правительства и разные государственные задачи оттеснили заботу о призрении на второй план.
// Ошанин М. О призрении покинутых детей. 1912 год. – Ярославль, 1912. – С. 13.

После смерти Петра Великого многие созданные при нем благотворительные заведения стали закрываться.
Историк С.М.Соловьев сообщает, что в 1719 г. в Московской губернии незаконнорожденных младенцев было собрано в госпиталях 60 человек и при них 45 кормилиц. В 1720 г. младенцев было 125, кормилиц 63. Число младенцев возрастало из года в год. В 1724 г. в Московской губернской канцелярии младенцев было 895 человек: 396 мужского и 469 женского пола, разного возраста от полугода и меньше до восьми лет. В общем, на незаконнорожденных издерживалось 4731 рубль, на человека по 5 рублей, 15 алтын и 5 денег на год. При них находилось 218 кормилиц. Канцелярия доносила, что кормилицы и младенцы живут в разных местах, потому что указанных госпиталей построено не было.
// Сиротство и беспризорность в России: история и современность / авт.-сост. В.Н.Занозина. — СПб.: Лики России, 2008. — 303 с.: ил., С. 567.

Причины беспризорности

Рост числа беспризорников стал следствием создания регулярной армии и введения Петром I пожизненной рекрутчины. Такая система комплектования армии резко увеличила число мужчин, не состоящих в браке. Причем их количество из десятилетия в десятилетие возрастало как в абсолютном, так и в процентном отношении. К уже существующим добавился новый и очень сильный асоциальный фактор, активно провоцирующий детскую беспризорность. Число не состоящих в браке мужчин пополняла растущая армия молодых чиновников, появившаяся благодаря реформе государственного управления, и постоянно приезжающие на службу иностранцы, которые не хотели создавать семьи из-за конфессиональных и культурных различий.

Самым пагубным образом на положении детей сказалось обнищание деревни. Не имея возможности прокормить детей, а также из-за введения подушной подати крестьяне нередко отдавали детей, особенно мальчиков, случайным людям или выгоняли из дома. Особенно часто это происходило перед новой ревизией (переписью мужского населения). В начале XVIII в. детская беспризорность превратилась в общегосударственную проблему. В годы правления Петра I появились три достаточно проработанных проекта решения этого вопроса. Первый принадлежал государственному деятелю Ф.С. Салтыкову, второй — экономисту И.Т. Посошкову и третий — советнику Петра I по вопросам финансов и администрирования А.А. Курбатову, однако все они остались только на бумаге.

Пугающая перемена

1 сентября осталось церковным праздником, но после петровской реформы как-то отошло на второй план. В последний раз чин летопроводства был совершен 1 сентября 1699 года в присутствии Петра, который сидел на кремлевской соборной площади на престоле в царской одежде, принимал от патриарха благословение и поздравлял народ с новым годом, как делал его дед. После этого с благолепным осенним празднованием было покончено – волей Петра традиции просвещенной Европы слились с языческой природой, от которой остались обряды дикого веселья.

Статья по теме
Для простого народа это все было так же непонятно, как в свое время для бояр – необходимость брить бороды и одеваться на западный манер. Переполох, который случился поначалу, описал в историческом романе «Петр I» Алексей Толстой:

«Звона такого давно не слышали на Москве. Говорили: патриарх Адриан, ни в чем не смея перечить царю, отпустил пономарям на звон тысячу рублев и пятьдесят бочек крепкого патриаршего полпива. Вприсядку отзванивали колокола на звонницах и колокольнях. Москва окутана была дымами, паром от лошадей и людей… Сквозь колокольный звон по всей Москве трещали выстрелы, басом рявкали пушки. Вскачь проносились десятки саней, полные пьяных и ряженых, мазанных сажей, в вывороченных шубах. Задирали ноги, размахивая штофами, орали, бесновались, на раскатах вываливались кучей под ноги одуревшему от звона и дыма простому народу. Царь с ближними, с князем-лапой, старым беспутником Никитой Зотовым, со всешутейшими архиепископами, — в архидьяконовой ризе с кошачьими хвостами, — объезжал знатные дома. Пьяные и сытые по горло, — все равно налетали, как саранча, — не столько ели, сколько раскидывали, орали духовные песни, мочились под столы. Напаивали хозяев до изумления и — айда дальше. Чтобы назавтра не съезжаться из разных мест, ночевали вповалку тут же, на чьем-нибудь дворе. Москву обходили с веселием из конца в конец, поздравляли с пришествием нового года и столетнего века. Посадские люди, тихие и богобоязненные, жили эти дни в тоске, боялись и высунуться со двора. Непонятно было — к чему такое неистовство? Черт, что ли, нашептывал царю мутить народ, ломать старый обычай — становой хребет, чем жили. Хоть тесно жили, да честно, берегли копейку, знали, что это так, а это не так. Все оказалось дурно, все не по нему. Не признававшие крыжа и щепоти собирались в подпольях на всенощные бдения. Опять зашептали, что дожить только до масленой: с субботы на воскресенье вострубит труба Страшного суда. »

6 января первые в российской истории «прозападные» торжества окончились в Москве крестным ходом на Иордань. Вопреки старинному обычаю, царь не шел за духовенством в богатом облачении, а стоял на берегу Москвы-реки в мундире в окружении Преображенского и Семеновского полков, одетых в зеленые кафтаны и камзолы с золотыми пуговицами и позументом.

Бояре и служилые тоже не избежали императорского внимания – их обязали облачиться в венгерские кафтаны и жен своих одеть в иностранные платья. Для всех это была настоящая мука – рушился веками установленный уклад, а новые правила выглядели неудобными и устрашающими.

Такой способ встречи Нового года повторялся каждую зиму, и постепенно все же прижились и новогодние елки, и полуночные пушечные залпы, и маскарады.

«Гошпитали» для «зазорных младенцев»

Насколько позволяют судить документы, первым в России учреждением, созданным специально для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, был приют, организованный в 1706 г. митрополитом Иовом в Холмово-Успенском монастыре близ Новгорода. Создание приюта не было монаршей инициативой. Приоритет в данном вопросе принадлежал не государству, а церкви. Сколько детей призревалось Иовом, сказать трудно. В 1713 г. во всех заведениях митрополита содержались около 170 человек больных, калек, в том числе внебрачные дети и сироты1.

16 и 31 января 1712 г. Петром I были изданы сразу два почти одинаковых указа, в которых предписывалось «учинить» по всем губерниям специальные учреждения по призрению калек и стариков, а также — «прием… и прокормление младенцам, которые не от законных жен рождены, дабы вящщего греха не делали, сиречь убивства». В первом указе эти учреждения названы «шпиталеты», во втором — «гошпитали»2. Нет никаких свидетельств, говорящих о реализации указов. В этом нет ничего удивительного, поскольку распоряжения царя не имели финансового обеспечения.

Потерпев неудачу в попытках решить проблему детской беспризорности государственными средствами, Петр I решил переложить эту заботу на церковь. В ноябре 1714 г. вышел указ «Об устройстве при церквах гошпиталей для незаконнорожденных детей». В нем говорилось о необходимости для «зазорных младенцев, которых жены и девки рождают беззаконно… сделать гошпитали», для кормления и ухода за детьми «изобрать искусных жен и давать им… на год денег по 3 рубля, хлеба по полуосьмине на месяц, а младенцам по 3 деньги на день»3. Но, видимо, и церковь не торопилась выполнять распоряжения царя, так как ровно через год 4 ноября 1715 г. был издан аналогичный, но более развернутый указ. В нем говорилось о необходимости «женам и девкам», которые «рождают беззаконно и стыда ради отметывают в разные места» своих детей или убивают их, «объявить указ, чтоб таких младенцев в непристойные места не отметывали, но приносили бы к… гошпиталям и клали тайно в окно», а за убийство — «сами казнены будут смертно». Губернским властям вменялось в обязанность строить и содержать эти «гошпитали… из неокладных прибыльных доходов»4. Отсутствие источников не позволяет говорить о результатах выполнения этих указов. Скорее всего, эффективность их также была невысока.

Был ли Петр I — первым, призревшим нищих?

  Сегодня — День социального работника. Дата праздника выбрана в память об указе Петра Великого «Об определении в домовых Святейшего Патриархата богадельни нищих, больных и престарелых», изданного 8 июня 1701 года.

  Принято считать, что главным русским реформатором является первый русский император. Но, мы, в «Музее Ивана Грозного», призываем пристальнее взглянуть на деяния Ивана IV. Безо всякого преувеличения, многие из них сопровождаются словом «первый». ПЕРВЫЙ русский царь. Судебная реформа, ВПЕРВЫЕ объединившая страну под единой юрисдикцией. ПЕРВОЕ регулярное войско – стрелецкое. ПЕРВАЯ государственная печатня. ПЕРВАЯ национальная певческая школа. И ПЕРВАЯ церковная реформа – Стоглавый собор, затронувший различные аспекты деятельности Церкви, включая и отношение к нищим и попрошайкам.

  В вопросе «О милостыни» царь спросил Собор, на ком тот грех взыщется, когда «христолюбцы милостыню дают», а нищие и старики «не имеют, где главы подклонити, — по миру скитаются», умирают от голода и болезней «без покания и без причастия».

  То есть Иван IV переживает о том, что государственные средства и мирские пожертвования тратятся не по назначению, что в богадельнях содержатся «мало больные», а нуждающиеся остаются без приюта.

  На что Собор постановляет устроить по городам «богадельни мужския и женския», «и тех прокаженных и престаревшихся, не могущих нигдеже главы подклонити, устроити … пищею и одежею». А к обслуживанию приставить «здравых строев и баб стряпчих, сколько пригоже будет, несмотря по людем». «А священники бы к ним в богадельни мужския и женския приходили, да их поучали и наказывали их страху божию, чтобы жили в чистоте и в покаянии, и во всяком благодарении, да их бы покаивали и при конце причащали телу и крови господа нашего, Исуса Христа…».

  Сравним с Петровским указом: «… по всем губерниям богаделен для старых и увечных, кои работать не могут и о необходимости старым зело и увечным кормовщикам, также и вдовам старым давать кормовых денег до их смерти, да недорослям малым до указной меры в поры прежних их окладов, а молодым и здоровым кормовых денег не давать… для десяти человек больных в богадельне должен быть один здоровый, который бы за теми больными ходил и всякое им вспоможение чинил…».

  Недаром Петру I приписываются такие слова: «Этот Государь (указав на царя Ивана Васильевича) мой предшественник и пример. Я всегда принимал его за образец в храбрости; но не мог еще с ним сравняться. Только глупцы, которые не знают обстоятельств его времени, свойств его народа и великих его заслуг, называют его тираном».

  В ходе экскурсии по музею-заповеднику «Александровская слобода» экскурсоводы затрагивают различные вопросы, связанные с жизнью и деятельностью Ивана Грозного, но ограниченное время не позволяет охватить все новшества грозненской эпохи. Сегодня же прекрасный повод, чтобы напомнить об одной из них.

Пресс-служба музея-заповедника

«Александровская слобода»

Назад

Как отмечают Новый год в России сейчас?

Новый год остается одним из самых любимых и популярных праздников в современной России. По итогам опроса ВЦИОМ, именно Новый год стал событием, которое отмечает подавляющее большинство россиян.

96%

россиян

празднуют Новый год, согласно данным ВЦИОМ

Долгое время выходными днями в России считались только 1, 2 и 7 января — это изменилось в 2005 году, когда возникли новогодние каникулы, которые длились с 1 по 5 января. В 2013 году продолжительность выходных официально увеличили, продлив их до 8 числа.

В 2023 году новогодние праздничные выходные в России официально длились с 1 по 8 января

Во время длинных новогодних каникул россияне принимают участие в массовых гуляньях и торжествах — например, в Москве ежегодно проходит фестиваль «Путешествие в Рождество», на котором жителей и гостей столицы знакомят с новогодними и рождественскими традициями.

Фото: Alexander Zemlianichenko / AP

Дети и взрослые пишут письма Деду Морозу и Снегурочке, а также посещают традиционные новогодние елки. Власти украшают центральные улицы городов к празднику, а также устанавливают большие новогодние елки на площадях. Москвовед Филипп Смирнов уверен, что именно красочные декорации помогают жителям городов чувствовать себя лучше в преддверии праздника.

Нам очень важна эстетика в месте, в котором мы живем, а также предощущение праздника. Именно поэтому любая праздничная иллюминация, украшение города, сама подготовка к Новому году стимулируют нас на изменение настроения в положительную сторону

Самым популярным видом отдыха в новогодние каникулы остается катание на коньках. Помимо этого, россияне любят посещать тематические экскурсии, мастер-классы и театральные представления.

Указ о наказании за ношение слишком пышного испанского платья, а не скромного немецкого

«Нами замечено, что по Невской першпективе и в ассамблеях недоросли отцов именитых в нарушение этикету регламенту штиля, в гишпанских камзолах и панталонах с мишурою щеголяют предерзко.

Господину полицмейстеру Санкт-Петербурга указываю впредь оных щеголей с рвением великим вылавливать, сводить в литейную часть и бить кнутом, пока от гишпанских панталон зело похабный вид не окажется. На звание и именитость не взирать, тако же на вопли наказуемых».

Наконец, самый замечательный свод указов «О ДОСТОИНСТВЕ ГОСТЕВОМ, НА АССАМБЛЕЯХ БЫТЬ ИМЕЮЩЕМ», который касался правил поведения на балах, до того момента неизвестных российскому обществу.

Неожиданные последствия царского указа

Как было замечено, рекомендации Петра I относительно украшения хвойными деревьями были основательно забыты. Но современная исследовательница Е.В. Душечкина в фундаментальной работе «Русская ёлка: история, мифология, литература» подметила одно забавное последствие петровских нововведений.

Елки почему-то сохранились в декоре питейных заведений. Хозяева кабаков и трактиров продолжали украшать ими накануне Нового года дворы и помещения. Дерево привязывали к колу, укрепляли на крышах, втыкали у ворот. Необязательно таким деревом была ель, встречались и сосенки.

Таким образом, ёлки стали в какой-то степени символами, опознавательными знаками питейных заведений. Они стояли до следующего Нового года, когда их заменяли на новые. В литературе при описании кабаков и трактиров постоянно встречаются эти детали – в убранстве заведений авторы подмечают хвойное дерево. Обычай, возникший в связи с петровским указом, продолжали исполнять на протяжении XVIII-XIX веков.

Более того, слово «ёлка» приобрело новое и совсем неожиданное значение. Дело в том, что тема алкоголя в России часто раскрывается с помощью эвфемизмов. Например, «сообразить на троих», «хряпнуть», «дерябнуть», «хорошо сидим» и т. д. Так же произошло и нашем случае. Вместо слов «кабак» или «пьяный» часто говорили «ёлка». Например, «пойдем в ёлку», «ёлка упала», «быть под ёлкой» и другие.

Приказ веселиться и ставить ели

Праздновать Новый год по европейским традициям решил Петр I, вернувшийся на родину после Великого посольства в 1698 году. Спустя год – 20 декабря 1699 года – царь издал новый указ, в котором подробно изложил, какие перемены ждут подданных на пороге нового столетия. Теперь летоисчисление осуществлялось от Рождества Христова, а не от сотворения мира, и Новым годом становился день 1 января.

Предписания Петра Великого на этом не заканчивались. По велению государя все дома должно было украсить сосновыми, еловыми или можжевеловыми ветвями. Поскольку о подобной традиции в России было известно немногое, образцы наряженных деревьев выставили в московском Гостином дворе. Правда, после смерти государя о елках скоро позабыли, и нарядное дерево стало символом новогоднего праздника лишь в 30-40-е годы XIX века.

Отныне Новый год становился общественным, а не домашним праздником. Царь мечтал, чтобы этот день отмечали фейерверками и громкими выстрелами пушек или ружей. На улицах Петр I распорядился жечь костры из дров, хвороста и смолы и поддерживать огонь в течение всей праздничной недели. В ночь с 31 декабря 1699 года на 1 января 1700 года праздник впервые отметили по петровским предписаниям. На Красной площади был устроен грандиозный фейерверк, а москвичи стреляли из мушкетов и пускали пороховые ракеты возле своих домов. Бояре и служилые люди облачились в венгерские кафтаны, их супруги – в нарядные платья, сшитые по европейской моде.

Шумные торжества продолжались до 6 января и окончились крестным ходом. Здесь Петр Великий вновь отверг древние традиции, и не шел вслед за представителями духовенства в богатом облачении. Вместо этого он надел мундир и остался на берегу Москвы-реки в окружении солдат Семеновского и Преображенского полков, наблюдая за процессией.

С тех пор празднование Нового года постоянно проводилось в ночь с 31 декабря на 1 января. В начале двадцатого столетия у праздника появился еще один символ – Дед Мороз, «прообразом» которого считают то языческого колдуна по имени Трескун, то святого Николая Чудотворца. В годы Первой мировой войны Новый год отмечали уже не так пышно, как желал Петр I – многим не хотелось повторять традиции немцев. После Октябрьской революции новогодние празднества то запрещали, то разрешали вновь. Окончательное возрождение Нового года случилось в 1930-х: главный зимний праздник все же был реабилитирован, он вернулся ярким, шумным, волшебным. И таким остался до наших дней. А нерабочим днем 1 января объявили только в 1947 году.

Обложка: А.Ф. Чернышев «Рождественская ёлка в Аничковом дворце», 1848 год.

Кошки, водка, башмаки: топ-5 необычных указов российских государей

«Оценили по достоинству»: самые необычные награды в истории России

Любимые детские игрушки: история от Древней Руси до Советского Союза

Призреть и обучить: как Петр Великий беспризорников спасал

Баня, ртуть и капустный сок: как лечились на Руси

Как в Европе

До конца XV столетия Новый год на Руси праздновали с приходом весны. Эта традиция была пережитком, сохранившимся с древнеславянских времен: считалось, что в марте земля пробуждается от долгого сна и начинает набираться сил для приношения урожая. В 1495 году от языческого обычая решили отказаться. Новый год стали отмечать сентябре: люди верили, что именно в этом месяце Бог сотворил мир. Праздник назывался не Новым годом, как сейчас, а «Первым днем во году». Само торжество было довольно своеобразным. На площади перед Кремлем в Москве проходило шествие, сопровождаемое колокольным звоном. Во главе процессии шли царь с патриархом, за ним – бояре. После этого праздник заканчивался.

Так продолжалось на протяжении целых 200 лет. Двухвековую традицию прервал Петр I. После своего путешествия по Европе молодой царь стал проводить кардинальные реформы, меняя привычный уклад жизни. Не стало исключением и празднование Нового года. 1 сентября в России отпраздновали наступление нового, 1699 года, а 20 декабря Петр издал указ, согласно которому Новый год наступал 1 января – на восьмой день после католического Рождества, как в Европе.

Веселье всю неделю

Сначала народ воспротивился царскому приказу: менять устоявшуюся традицию никто не хотел. Однако выбора у людей не было. Кроме переноса самой даты торжества, Петр ввел и новые атрибуты праздника, и следовать новым правилам нужно было в обязательном порядке. Так, символом Нового года теперь были не колосья пшеницы, а вечнозеленые еловые ветки. Каждая семья должна была украсить ими свой дом в преддверии праздника и не убирать украшения вплоть до 7 января. Еловые ветки разрешалось заменить сосновыми и можжевеловыми. В канун Нового года придворные ездили по столице и проверяли, все ли выполнили волю царя и украсили свои дома. Тот, кто ослушался, карался штрафом.

Также Петр пожелал, чтобы отныне люди поздравляли друг друга с Новым годом и отмечали праздник веселым пиршеством, а 1 января ходили друг к другу в гости. Сам царь тоже ездил по Москве с визитами. Он вместе со своей свитой посещал знатные дома, угощаясь у всех радушных хозяев по очереди. По указу монарха, веселье должно было продолжаться всю неделю: на улицах проводили гуляния и жгли костры из дров, хвороста и смолы.

По следам «Великого посольства»

Тем временем Петр Великий подготовил для дворянских детей новое «испытание»: их следовало отправлять на учебу за границу, причем вопреки сопротивлению родителей. В Амстердаме, Лондоне, Тулоне и других европейских городах будущие офицеры и государственные деятели обучались морскому делу, астрономии, фортификации, а также художествам и этикету. Царский указ многие восприняли как наказание и несчастье: все зарубежное казалось подданным чужим и непонятным. К тому же для успешной учебы в Европе нужно было приложить немало усилий, а дети дворян к усердному труду не привыкли.

Петр I в Голландии

К неудовольствию Петра I обучение за казенный счет пошло на пользу далеко не всем, на родине нерадивых школяров сурово наказывали и с позором отправляли домой. Совершенно не стесненные в средствах дворянские дети посещали игорные дома и театры, пренебрегали занятиями и при любой возможности отказывались от морских плаваний. От подобных новостей Петр Алексеевич приходил в ярость, приказывал немедленно разжаловать прогульщиков в матросы и отправлять на самые тяжелые работы. Об успешной карьере им приходилось забыть, зато талантливые и прилежные по возвращении получали высокие должности и царскую похвалу.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: