Строительство транссибирской железной магистрали и ее историческое значение

25 февраля 9 марта по н ст 1891 года издан высочайший указ российского императора Александра III о закладке Великого сибирского пути Транссибирской железнодорожной магистрали Железная дорога через Евразию соединяющая Москву и Санкт Петербург

Планы на реконструкцию

О необходимости реконструкции Транссиба и БАМа было заявлено на совещании у президента РФ Владимира Путина по вопросам модернизации железных дорог в июле прошлого года. На реконструкцию БАМа и Транссиба ОАО «Российские железные дороги» и правительство РФ намерены направить до 2018 года 562 млрд руб., из них 150 млрд руб. выделяется из ФНБ, 110 млрд руб. — в виде прямых бюджетных инвестиций, еще около 300 млрд руб. планируется привлечь через инвестпрограмму РЖД. В целом, по минимальным подсчетам, реализация проекта требует 900 млрд руб. вложений. Однако, по заявлению президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина, реальный объем необходимых инвестиций достигает 1,5 трлн руб. При выполнении проекта к 2020 году предполагается обеспечить пропуск грузопотоков до 55 млн тонн в год при сегодняшних 16 млн тонн. Как показали предварительные результаты ТЦА, экономический эффект от реализации проектов реконструкции БАМа и Транссиба оценивается инвесторами в размере 100 млрд руб.

Постановление правительства РФ, которое позволяет использовать средства Фонда национального благосостояния на модернизацию Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей, подписал премьер-министр Дмитрий Медведев.

Факты

  • Хотя Владивосток является конечной станцией Транссиба, на ветке на Находку есть более удалённые от Москвы станции Мыс Астафьева и Восточный порт.
  • По Транссибу курсировал самый дальний в мире поезд № 53/54 Харьков — Владивосток, преодолевавший 9714 км пути за 7 суток 6 часов 10 минут. С 15 мая 2010 года этот поезд был «обрезан» до станции Уфа, однако курсирование беспересадочных вагонов было сохранено. С ноября 2011 года этот поезд был окончательно отменён. Самым дальним в мире вагоном беспересадочного сообщения на долгое время являлся Киев — Владивосток, расстояние 10 259 км, время проезда 7 суток 19 часов 50 минут. С ноября 2011 года он также был отменён из-за нерентабельности. По состоянию на октябрь 2014 года самыми дальними поездами Транссиба являлись поезда Москва — Владивосток и Москва — Пекин.
  • Самый «быстрый» поезд Транссиба — № 002Щ/001М «Россия», сообщением Москва — Владивосток. Он проходит Транссиб за 6 суток 1 час 59 минут (средняя скорость 64 км/ч). Поезд № 019Ч/020Ч «Восток» Москва — Пекин и поезд № 5/6 Москва — Улан-Батор участок Иркутск-Москва проходят быстрее на 1 час, чем поезд «Россия».
  • На Ярославском вокзале Москвы, в Новосибирске, а также во Владивостоке установлены специальные километровые столбы с указанием протяжённости магистрали: «0 км» на одной грани и «9298 км» на другой (в Москве), «3336 км» (в Новосибирске), «9288 км» (во Владивостоке).
  • В 1970-х — 1980-х годах по Транссибу планировалось запустить беспересадочный вагон Москва — Ханой, который стал бы длиннейшим в мировой истории (длина маршрута — 11 967 км), однако он совершил только несколько рейсов.
  • Единственный в мире вокзал из мрамора (Слюдянка-1) расположен на Транссибе.

На маршруте[править]

Наиболее простым способом проехать по Транссибу является путешествие на фирменном поезде «Россия» Москва-Владивосток. Время в пути составляет чуть более шести суток. Отправление поезда осуществляется с Ярославского вокзала столицы, прибытие на вокзал Владивостока. Примечательно, что оба вокзала построены в псевдорусском стиле.

Маршрут Транссиба

Поезд делает остановки на станциях городов (жирным выделены крупные населённые пункты России):

Европа

  • Москва
  • Владимир
  • Нижний Новгород
  • Киров
  • Балезино
  • Пермь
  • Екатеринбург

Азия

  • Тюмень
  • Ишим

    Называевск

  • Омск
  • Барабинск
  • Новосибирск
  • Тайга

    Анжеро-Судженск

  • Мариинск
  • Боготол
  • Ачинск
  • Красноярск
  • Заозерная
  • Канск
  • Иланский
  • Решоты
  • Тайшет
  • Нижнеудинск
  • Тулун
  • Зима
  • Черемхово
  • Усолье-Сибирское
  • Ангарск
  • Иркутск
  • Слюдянка
  • Улан-Удэ
  • Петровск-Забайкальский
  • Хилок
  • Чита
  • Карымское
  • Шилка
  • Приисковая
  • Чернышевск
  • Могоча
  • Амазар
  • Ерофей Павлович
  • Уруша
  • Сковородино
  • Магдагачи
  • Тыгда
  • Шимановская
  • Свободный
  • Белогорск
  • Екатеринославка
  • Завитая
  • Бурея
  • Архара
  • Облучье
  • Бира
  • Биробиджан
  • Хабаровск
  • Вяземский
  • Бикин
  • Лучегорск
  • Дальнереченск
  • Лесозаводск
  • Спасск-Дальний
  • Мучная
  • Сибирцево
  • Уссурийск
  • Угольная
  • Владивосток

Состав и направление основных грузопотоков

Основные грузы, которые транспортируются по Транссибирской магистрали, включают в себя:

  • не только сырую нефть и нефтепродукты, но и продукты переработки;

  • по этой дороге перевозится бурый и каменный уголь;

  • древесина как в виде кругляка, так и в обработанном виде;

  • доставляются потребительские товары в широком ассортименте;

  • перевозится большое количество транспортных средств.

Перевозка грузов функционирует, в основном, по следующим маршрутам:

  • потребительские товары и техника поставляются из Европейской части в Сибирь;

  • в центральные части страны вывозят нефть, уголь и лес;

  • существенную часть перевозок занимает поставка различных товаров из Китая, а также поставка российских товаров в Китайскую Народную Республику;

  • по этой дороге поставляются не только российские грузы, но и осуществляется товарооборот между Китаем и Европой.

Транссиб сейчас

Первая мировая война, последовавшая за ней Гражданская война и в целом нестабильность в России, ударили по дороге так же больно, как и по всей стране. Вокруг единственного пути сквозь всю Россию шли боевые действия, полотно было повреждено, некоторые мосты частично разрушены, паровозный и вагонный парк критически сократился. Советская власть очень серьезно отнеслась к этой проблеме, и уже к 1924 году Транссиб был полностью восстановлен. Постепенно наращивался паровозный парк, росла пропускная способность.

В годы Великой Отечественной войны Транссибирская магистраль стала надежным тылом для всей страны. Она была той транспортной артерией, по которой постоянно двигались воинские эшелоны, велась эвакуация промышленных и хозяйственных предприятий, доставлялась помощь от союзников по «Ленд-лизу» из Владивостока.

В послевоенные годы правительство СССР приняло масштабную программу расширения и модернизации дороги. В это время дорога уже являлась крупнейшей железнодорожной артерией мира. Она объединяла сообщением свыше 80 городов СССР и 12 областей нашей страны. К этому времени железнодорожное сообщение радикально изменилось, каждому пути, особенно такому крупному, требовалась электрификация. С 1956 года советское правительство поставило отечественным железнодорожникам приоритетную задачу по электрификации пути. Согласно плану электрификации железных дорог Советского Союза, Транссиб стал первой и наиболее сложной для электрификации дорогой. Непрерывная работа по усовершенствованию ведется и сейчас. Так, в конце XX века был построен мост через Амур, был убран последний в истории дороги одноколейный участок. А в 2002 году завершена полная двухсторонняя электрификация всех 9288 км дороги.

В настоящее время Транссибирская магистраль – крупнейшая из существующих в мире транзитных железнодорожных сетей. В современной России ветки магистрали проходят через пять федеральных округов, а маршрут лежит сквозь 20 субъектов Федерации.  Страны Юго-Восточной Азии, такие как Северная Корея, Монголия и Китай, связаны с российской железнодорожной сетью, через неё легко попасть во все государства Средней Азии. Более того, магистраль выходит в европейскую часть России, через которую можно попасть и во многие порты Балтики и Черного моря и напрямую через границу в европейские страны.

Перевозка военных грузов во время Великой Отечественной войны. https://gkaf.nsu.ru

Сам «Великий путь» проходит сквозь наиболее богатые природными ресурсами регионы Российской Федерации. В этих регионах сосредоточены не только природные ресурсы, такие как уголь, нефть или газ, но и свыше 78% промышленного потенциала России, что облегчает доставку продукции этих предприятий заказчикам. В отношении всех железнодорожных перевозок Евразии свыше 50% транзита грузов приходится именно на Транссибирскую магистраль. В будущем планируется включить магистраль в сеть панконтинентальных проектов, в которых участвует ряд стран от России и Китая до Индии и Ирана. Если он будет реализован, то железнодорожные ветки протянутся от Индии до Закавказья, а в перспективе – даже в Африку.

Поистине проект, задуманный Александром III, по реализации проводки сквозь всю Россию «Великого сибирского пути» стал не только одним из самых грандиозных в мире, но и одним из самых полезных для нашей страны.

Обложка: https://commons.wikimedia.org

Транссиб при советской власти

Во время революции и сразу после нее большевикам было не до железных дорог, однако они активно пользовались царским наследием в боях с армиями Антанты и белым движением. Военные действия нанесли значительный урон Великому Сибирскому пути, железнодорожное полотно и многие мосты были частично и полностью разрушены.

Восстанавливать магистраль советская власть взялась сразу же после гражданской войны и к 1924 Восточно-Сибирская дорога снова заработала. Во время Великой Отечественной войны она обеспечивала бесперебойное снабжение передовой оружием, боеприпасами, продовольствием и обмундированием из тыловой Сибири.

Значение Транссибирской железной магистрали

Не будет преувеличением сказать, что Транссибирская железная магистраль — это основа России. Это единственный наземный маршрут, который проходит через всю территорию страны.

Великий Сибирский путь имеет огромное социальное и экономическое значение.

Строительство Транссибирской железнодорожной магистрали позволило соединить европейскую часть России и выход в Европу с восточной частью.

Транссибирская магистраль позволила решить проблемы с перемещением ресурсов из Сибири в другие районы страны.

Во-вторых, эта железная дорогая, как изначально было задумано, имеет большое значение для безопасности страны.

Строительство Транссибирской железнодорожной магистрали позволяло защитить русские территории Тихого океана (Дальний Восток).

Кроме того, Транссиб сыграл огромную роль для России в период войны с Японией (1904-1905), которая к концу XIX века заметно усилила свои позиции на международной арене. В то время у Японии был мощный паровой флот и огромная армия.

Тихоокеанский флот России уступал японскому флоту, а переброска подкреплений с других флотов занимала много времени. То же самое было и с сухопутными войсками. Поэтому строительство Транссибирской магистрали имело огромное значение для укрепления обороны восточных владений России.

Сегодня по Транссибирской железнодорожной магистрали ежегодно доставляется огромное количество грузов.

Велико и международное значение Транссиба: благодаря ему стало возможным перемещать различные грузы и людей с Востока в страны Европы и обратно, что положительно отразилось на международной экономике.

Замысел великого пути

Вопрос о строительстве Транссиба назревал в стране давно. В середине XIX века обширные районы Западной и Восточной Сибири и Дальнего Востока оставались оторванными от европейской части Российской империи, поэтому возникла необходимость в организации пути, по которому можно было бы добраться туда с минимальными затратами времени и средств.

В 1857 году генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Муравьев-Амурский официально озвучил вопрос о необходимости строительства железной дороги на сибирских окраинах России.

Однако правительство только к 1880-м годам приступило к решению вопроса о Сибирской железной дороге. От помощи западных промышленников отказались, строить решили на свои средства и своими силами. Благо опыта в строительстве железных дорог уже хватало.

В 1887 году под руководством инженеров Николая Меженинова, Ореста Вяземского и Александра Урсати были организованы три экспедиции для изыскания трассы Среднесибирской, Забайкальской и Южно-Уссурийской железных дорог, которые к 90-м годам XIX века в основном завершили свою работу.

В феврале 1891 года Кабинет министров признал возможным начать работы по сооружению Великого Сибирского пути одновременно с двух сторон, от Челябинска и Владивостока. Император Александр III придал строительству дороги особое значение, для него это было нечто сродни огромному «национальному проекту», впервые в истории огромная империя могла быть объединена легким и доступным транспортным путем. К марту 1891 года основные положения нового проекта были утверждены императором и кабинетом министров Российской империи.

Официальной датой начала строительства самой длинной в мире железной дороги стало 31 мая 1891 года, когда наследник престола цесаревич Николай Александрович торжественно заложил первый камень новой дороги во Владивостоке. Следует отметить, что это был первый в мировой практике опыт строительства дороги не только такой длины, но и высокой сложности. Новый путь проходил через сибирские просторы, широкие реки и озера, леса и часто полностью безлюдные места. Проект предполагал строительство не единой ветки сразу, а ведения железной дороги навстречу, на соединение, из Владивостока с одной стороны и из Челябинска – с другой. Параллельно возводились и участки дороги в европейской части России, а также ответвлений к городам по пути следования.

Для Российской империи тех лет проект стал не просто сложным, он был беспрецедентным в своей стоимости. Кабинет министров оценил его в 350 миллионов золотых рублей. Однако в процессе его реализации стоимость работ значительно возросла. Более того, правительство для ускорения строительства дороги решило применить меры экономии. Они заключались в физическом сокращении количества проводимых работ. Увеличилось расстояние между шпалами, насыпь стала менее глубокой. Но всё равно к 1916 году стоимость работ значительно возросла.

Отдельной проблемой строительства дороги стал вопрос рабочей силы. В таких сложных условиях и масштабах проекта катастрофически не хватало рабочих рук, в самые напряженные годы количество рабочих по всей огромной длине дороги не превышало 80-89 тысяч человек. Орудия труда были представлены самыми примитивными вариантами: лопата, кирка, тачка и кайло – вот чем создавалась самая длинная в мире железная дорога. Несмотря на все эти сложности ежегодно прокладывалось от 400 до 600 км железнодорожного полотна.

Великий путь был соединен с востока и запада в ноябре 1901 года. Но постоянного движения на нем пока не было устроено. Новая инфраструктура требовала проверки и обкатки подвижным составом. К июлю 1903 года дорога смогла работать постоянно, однако Байкал так и не был охвачен действующей железнодорожной сетью, что сыграло негативную роль в ходе Русско-японской войны. Слишком маленькая пропускная способность паромов, на которых везли эшелоны войск через Байкал, не позволяла должным образом снабдить группировку русских войск в войне с Японией.

Впервые непрерывный путь по Кругобайкальской железной дороге, целью которого было обеспечить непрерывность движения поездов по великому пути был запущен в октябре 1904 года. Особенно важным стало и открытие прочного стального моста через Амур.

Горьковская железная дорога (5 296 км)

В 1936 году была образована Горьковская железная дорога длиною 5296 километров. Эта магистраль всё время модернизируется, например, в 2010 году по ней стал бегать «Сапсан» – высокоскоростной электропоезд, производства немецкой фирмы «Сименс», который начал доставлять пассажиров за более короткое время. Например, с его помощью попасть из Москвы в Нижний Новгород стало возможным за 3,5 часа. Ежегодно по Горьковской железной дороге проезжают свыше 52 миллионов пассажиров. Для России это направление издавна является важным экономическим и политическим фактором, на его пути расположены исторические города, по пути можно посмотреть на большие лесные массивы и живописные ландшафты.

Расположение Транссибирской магистрали

Поезд отправляется из Москвы, пересекает Волгу, а затем сворачивает на юго-восток в сторону Урала, где он — примерно в 1800 километрах от Москвы — минует границу между Европой и Азией. Из Екатеринбурга, крупного индустриального центра на Урале, путь лежит в Омск и в Новосибирск, через Обь — одну из могучих сибирских рек с интенсивным судоходством, и далее к Красноярску на Енисее. Затем поезд идет в Иркутск, преодолевает горный хребет по южному берегу Байкала, срезает угол пустыни Гоби и, миновав Хабаровск, берет курс на конечный пункт трассы — Владивосток.

На Транссибе расположено 87 городов с населением от 300 тысяч до 15 миллионов человек. 14 городов, через которые проходит Транссибирская магистраль, являются центрами субъектов Российской Федерации.

В регионах, обслуживаемых магистралью, добывается более 65% производимого в России угля, осуществляется почти 20% нефтепереработки и 25% выпуска деловой древесины. Здесь сосредоточено более 80% месторождений основных природных ресурсов, включая нефть, газ, уголь, лес, руды черных и цветных металлов.

На востоке, через пограничные станции Хасан, Гродеково, Забайкальск, Наушки Транссиб обеспечивает выход на сеть железных дорог Северной Кореи, Китая и Монголии, а на западе, через российские порты и погранпереходы с бывшими республиками Советского Союза — в европейские страны.

Населённые пункты по Транссибирской магистрали

Населённые пункты и железнодорожные станции, расположенные вдоль Транссибирской магистрали (весь список по алфавиту):

  1. Абрамцево
  2. Аксеново-Зиловское/Зилово
  3. Александров
  4. Алзамай
  5. Амазар
  6. Ангарск
  7. Анжеро-Судженск/Анжерская
  8. Антропово
  9. Архара
  10. Ачинск
  11. Бабушкин/Мысовая
  12. Бада
  13. Байкальск
  14. Балезино
  15. Барабинск
  16. Белогорск
  17. Белоярский/Баженово
  18. Бикин
  19. Бира
  20. Биробиджан
  21. Бирюсинск
  22. Богданович
  23. Боготол
  24. Болотное/Болотная
  25. Буй
  26. Бурея
  27. Верещагино
  28. Владивосток
  29. Волочаевка
  30. Вольно-Надеждинское/Надеждинская
  31. Вяземский/Вяземская
  32. Галич
  33. Глазов
  34. Голышманово
  35. Дальнереченск
  36. Данилов
  37. Дарасун
  38. Екатеринбург
  39. Екатеринославка
  40. Ерофей Павлович
  41. Жирекен
  42. Завитая
  43. Заводоуковск
  44. Заиграево
  45. Залари
  46. Заозерная
  47. Зима
  48. Зуевка
  49. Ижморская
  50. Иланская
  51. Иркутск
  52. Ишим
  53. Калачинская
  54. Камышлов
  55. Канск/Канск-Енисейский
  56. Каргат
  57. Карымское/Карымская
  58. Кез
  59. Киров
  60. Козулька
  61. Кормиловка
  62. Котельнич
  63. Коченево
  64. Красноярск
  65. Ксеньевка/Ксеньевская
  66. Куйтун
  67. Култук
  68. Кунгур
  69. Кутулик
  70. Ленинское/Шабалино
  71. Лесозаводск
  72. Лучегорск
  73. Любим
  74. Любинский/Любинская
  75. Магдагачи
  76. Майский/Чайковская
  77. Мантурово
  78. Мариинск
  79. Михайловка/Дубининский
  80. Могзон
  81. Могоча
  82. Москва
  83. Мошково
  84. Мытищи
  85. Называевск/Называевская
  86. Нея
  87. Нижнеудинск
  88. Нижний Ингаш/Ингашская
  89. Нижний Новгород
  90. Нижняя Пойма/Решоты
  91. Новопавловка
  92. Новосибирск
  93. Новочернореченский/Чернореченская
  94. Облучье
  95. Обь
  96. Омск
  97. Омутинский/Омутинская
  98. Оричи
  99. Переяславка/Верино
  100. Первоуральск
  101. Пермь
  102. Петровск-Забайкальский/Петровский Завод
  103. Поназырево
  104. Приисковый/Приисковая
  105. Пушкино
  106. Пышма/Ощепково
  107. Радонеж
  108. Ростов-Ярославский/Ростов
  109. Сергиев Посад
  110. Свеча
  111. Свободный
  112. Серышево
  113. Сибирцево
  114. Сковородино
  115. Слюдянка
  116. Смидович/Ин
  117. Софрино
  118. Спасск-Дальний
  119. Станционно-Ояшинский/Ояш]]
  120. Струнино
  121. Тайга
  122. Тайшет
  123. Танхой
  124. Татарск/Татарская
  125. Тахтамыгда
  126. Тугулым
  127. Тулун
  128. Тюмень
  129. Тяжинский/Тяжин
  130. Убинское/Убинская
  131. Улан-Удэ
  132. Усолье-Сибирское
  133. Уссурийск
  134. Усть-Кишерть/Кишерть
  135. Ушумун
  136. Уяр
  137. Фаленки
  138. Хабаровск
  139. Хилок
  140. Хор
  141. Хотьково
  142. Чаны
  143. Черемхово
  144. Черниговка/Мучная
  145. Чернышевск/Чернышевск-Забайкальский
  146. Чита
  147. Чулым/Чулымская
  148. Шаля
  149. Шарья
  150. Шелехов/Гончарово
  151. Шилка
  152. Шимановск/Шимановская
  153. Юрга
  154. Ялуторовск
  155. Яр
  156. Ярославль
  157. Яшкино
  158. Яя

Ниже приводится основной маршрут Транссиба, действующий начиная с 1958 (через дробь приводится название железнодорожной станции, если оно не совпадает с названием соответствующего населённого пункта):

Москва-Ярославская — Ярославль-Главный — Данилов — Буй — Шарья — Киров — Балезино — Верещагино — Пермь-2 — Екатеринбург-Пассажирский — [Тюмень — Называевск/Называевская — Омск-Пассажирский — Барабинск — Новосибирск-Главный — Юрга-I — Тайга — Анжеро-Судженск/Анжерская — Мариинск — Боготол — Ачинск-1 — Красноярск-Пассажирский — Иланский/Иланская — Тайшет — Нижнеудинск — Зима — Иркутск-пассажирский — Слюдянка-1 — Улан-Удэ — Петровск-Забайкальский/Петровский Завод — Чита-2 — Карымское/Карымская — Чернышевск/Чернышевск-Забайкальский — Могоча — Сковородино — Белогорск — Архара — Биробиджан-1 — Хабаровск-1 — Вяземский (город)|Вяземский/Вяземская — Лесозаводск/Ружино — Уссурийск — Владивосток

Строительство

Официальной датой начала строительства самой длинной в мире железной дороги стало 31 мая 1891 года, когда наследник престола цесаревич Николай Александрович торжественно заложил первый камень новой дороги во Владивостоке. Следует отметить, что это был первый в мировой практике опыт строительства дороги не только такой длины, но и высокой сложности. Новый путь проходил через сибирские просторы, широкие реки и озера, леса и часто полностью безлюдные места. Проект предполагал строительство не единой ветки сразу, а ведения железной дороги навстречу, на соединение, из Владивостока с одной стороны и из Челябинска – с другой. Параллельно возводились и участки дороги в европейской части России, а также ответвлений к городам по пути следования.

Для Российской империи тех лет проект стал не просто сложным, он был беспрецедентным в своей стоимости. Кабинет министров оценил его в 350 миллионов золотых рублей. Однако в процессе его реализации стоимость работ значительно возросла. Более того, правительство для ускорения строительства дороги решило применить меры экономии. Они заключались в физическом сокращении количества проводимых работ. Увеличилось расстояние между шпалами, насыпь стала менее глубокой. Но всё равно к 1916 году стоимость работ значительно возросла.

Отдельной проблемой строительства дороги стал вопрос рабочей силы. В таких сложных условиях и масштабах проекта катастрофически не хватало рабочих рук, в самые напряженные годы количество рабочих по всей огромной длине дороги не превышало 80-89 тысяч человек. Орудия труда были представлены самыми примитивными вариантами: лопата, кирка, тачка и кайло – вот чем создавалась самая длинная в мире железная дорога. Несмотря на все эти сложности ежегодно прокладывалось от 400 до 600 км железнодорожного полотна.

Великий путь был соединен с востока и запада в ноябре 1901 года. Но постоянного движения на нем пока не было устроено. Новая инфраструктура требовала проверки и обкатки подвижным составом. К июлю 1903 года дорога смогла работать постоянно, однако Байкал так и не был охвачен действующей железнодорожной сетью, что сыграло негативную роль в ходе Русско-японской войны. Слишком маленькая пропускная способность паромов, на которых везли эшелоны войск через Байкал, не позволяла должным образом снабдить группировку русских войск в войне с Японией.

Впервые непрерывный путь по Кругобайкальской железной дороге, целью которого было обеспечить непрерывность движения поездов по великому пути был запущен в октябре 1904 года. Особенно важным стало и открытие прочного стального моста через Амур.

Железные дороги Транссиба

Здесь вы найдете характеристики административных единиц – железных дорог МПС РФ, которые расположены в зоне влияния Транссибирской магистрали: как главного пассажирского, так и Южно-Уральского хода; включена также Сахалинская ж.д. Характеристика краткая и дается по следующей схеме: структура, управление дороги, местонахождение, создание, эксплуатационная длина, границы с другими ж.д., основные станции, награды. Всего приведено 12 из 17 ныне существующих железных дорог на территории России. Далее даются границы железных дорог на главном ходе Транссиба, а после этого – нестандартные участки и список грузовых обходов.

(административно)

(Москва) (Ярославль) (Нижний Новгород) (Екатеринбург) (Новосибирск) (Красноярск) (Иркутск) (Чита) (Хабаровск) (Самара) (Челябинск) (Южно-Сахалинск)

Транссибирская магистраль – мировой гигант среди железных дорог всего мира!

Первое место по праву занимает Транссибирская железнодорожная магистраль (Транссиб) общей протяженностью 9288, 2 км. Легендарная дорога, открытая в 1916 году, по праву занимает первое место не только на территории РФ, но и в мире. Она пролегает через Евразию и соединяет Центральный и Дальневосточный регион. Время пути от начальной станции в Москве и до конечного пункта во Владивостоке составляет примерно 167 часов или около 7 суток. За время следования поезда будет совершено 120 остановок.

Уникальный туристический недельный тур ждет всех пассажиров поезда, двигающегося по Транссиб. Главное, что путь по такому маршруту откроет для путешественников красивые места не только новых городов, но и естественной природы, нетронутой цивилизацией. Ко всему прочему, двигаясь по данному маршруту, пассажиры пересекают 11 часовых поясов.

Дальневосточная железная дорога – ведущее направление на территории РФ

Второе место по своей протяженности занимает Дальневосточная железная дорога. Длина эксплуатируемого пути составляет 6826,2 км. Сегодня транспортный путь пролегает через Хабаровский и Приморский край, Республику Саха, Сахалинскую, Амурскую и Еврейскую автономную область. На данный момент управление этой железной дороги находится в Хабаровске. На всем пути пассажиров ожидает 416 станций и 3 погранперехода.

Для туристов данный путь имеет особое значение: он проходит через зоны вечной мерзлоты, национальные заповедники. К тому же пассажиры могут быть уверены: движение они будут осуществлять в комфортных и теплых вагонах современных поездов.

Горьковская железная дорога – один из крупнейших железнодорожных маршрутов в стране

В тройку лидеров вошла Горьковская железная дорога. Она была образована в 1936 году и имеет протяженность 5296 км. Данный маршрут представляет собой два параллельных широтных направления: Москва – Киров и Москва – Екатеринбург.

Особенность этой железной дороги – постоянная модернизация. Благодаря этому в 2010 году был пущен скоростной электропоезд «Сапсан», который смог доставлять пассажиров гораздо быстрее. Например, путь из Москвы в Нижний Новгород начал составлять 3,5 ч, что является гарантом быстрых переездов во время путешествия.

По Горьковской железной дороге ежегодно перевозками пользуется 52,7 млн. пассажиров. Путешественников привлекает этот железнодорожный маршрут инфраструктурой городов и их достопримечательностями, а также густыми лесами, степями и рядом других уникальных ландшафтов.

Байкало-Амурская магистраль (БАМ) – одна из самых значимых транспортных артерий России

Четвертое место однозначно принадлежит Байкало-Амурской железнодорожной магистрали общей протяженностью 4 324 км. Строительство данного железнодорожного пути длилось с 1938 по 1984 г. Ее путь проходит через 11 крупных рек России и 7 горных хребтов.

Такой долгий срок возведения оправдывает география магистрали и сложность проекта. Потребовалось дополнительно построить 2230 мостов разного размера, пробить 8 тоннелей. Помимо этого возникла необходимость организовать 200 железнодорожных станций в более чем 60 крупных городах и малонаселенных пунктах.

Туристы выбирают эту дорогу во многом из-за близости к озеру Байкал – бассейн, в котором хранится 1/3 пресной воды на земле. Одной из достопримечательностей, с которой столкнутся все пассажиры поездов данного маршрута, – Северо-Муйский тоннель. Он считается самым большим в России.

Восточно-Сибирская железная дорога – живописный путь России

Замыкает рейтинг Восточно-Сибирская железная дорога протяженностью 3876 км. Особенность данного пути заключается в том, что он является частью Транссибирской железнодорожной магистрали. В ее состав также входит и Байкало-Амурская железная дорога.

Для путешественников она станет одним из самых интересных маршрутов, который может познакомить пассажиров поездов с уникальными географическими ландшафтами Бурятии, Амурской и Читинской области. Забайкальский национальный заповедник в Бурятии – это особое место для каждого туриста, способное покорить не только красотой нетронутой природы, но и своей фауной.

На территории Читинской области располагается Ивано-Арахлейский заказник, в котором была сохранена естественная экосистема. Амурская область богата на уникальные природные достопримечательности. На ее территории находятся заповедники, где обитают самые редкие животные мира.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: