Образование таджикской автономной советской социалистической республики и её преобразование в союзную республику(1924-1929)

Какие республики были "кормильцами" в ссср?

Подготовка

В 1920 году советская власть была установлена в Азербайджане, и тогда стало возможным начать активные действия. В работу включился и командующий Туркестанским фронтом Михаил Фрунзе. Он писал в Реввоенсовет, что действия на территории Персии потребуют больших расходов и призывал начать поставки оружия и боеприпасов. Но пока не подошли необходимые части РККА, лидеры коммунистического движения Востока просили Советское правительство о создании на российской территории персидских революционных частей. Они считали, что 20-30 тысяч солдат, пришедших извне, помогут освободить народ Персии от доморощенных эксплуататоров и от английских империалистов, и страна сможет войти в братскую семью советских республик.

Персидские революционеры

Советское командование не очень надеялось на персидское коммунистическое ополчение и абсолютно ясно понимало, что все вопросы придется решать им самим. Был еще один вопрос, требующий корректного решения. Для ввода войск в Персию нужен был повод. В Персии в порту Энзели скопилось большое количество кораблей бежавшей армии Антона Деникина, и большевики решили их вернуть. Был подготовлен специальный десант, который и должен был осуществить данную операцию. Этот план был согласован с В.И. Лениным.

Командующий Волжской флотилии Ф. Раскольников

Для операции была задействована Волжско-Каспийская военная флотилия под руководством Федора Раскольникова и Серго Орджоникидзе. Несколько дней понадобилось для возвращения кораблей белой гвардии. Но энзельская операция была только прикрытием. Накануне Раскольников встретился с руководителем национально-освободительного движения Ирана Мирзой Кучек-ханом. С ним договорились, что под прикрытием советского десанта будет начата персидская социалистическая революция.

Европейская часть

В европейской части СССР было три союзных республики:

— Российская СФСР, в её составе были образованы многочисленные национальные образования — Трудовая коммуна немцев Поволжья (1918), Башкирская Советская Республика (1919), Карельская трудовая коммуна (1920), Марийская автономная область (1920), Чувашская автономная область (1920), Вотская автономная область (1920), Татарская АССР (1920), Автономная область Коми (Зырян) (1921), Крымская АССР (1921), Коми-Пермяцкий национальный округ (1925), Мордовский округ (1928), Ненецкий национальный округ (1929), частично в европейской части РСФСР располагалась Киргизская (позже Казахская) АССР (1920); в составе европейской части РСФСР существовало большое число национальных районов.

— Украинская ССР, в составе которой была образована Молдавская АССР (1924) и целый ряд национальных районов, в том числе Мархлевский польский национальный район) (1925).

— Белорусская ССР, в которой официальными были объявлены 4 языка: белорусский, идиш, польский и русский, в составе республики был образован Дзержинский польский национальный район (1932).

Кавказ

На момент национального размежевания на Кавказе уже существовал ряд национально-государственных образований. Из Азербайджана была выделена Нагорно-Карабахская автономная область. Горская АССР была разделена на ряд более мелких фрагментов: Балкарию, Кабарду, Чечню, Северную Осетию и Карачай. Абхазия в 1931 году была присоединена к Грузии с сохранением автономии.

Персия впереди планеты всей

Весной 1920 года в иранской провинции Гилян началось восстание под руководством шейха Мохаммеда Хиабани. Главной целью восставших было свержение власти шаха и британцев, которые его поддерживали. Восставших поддержал весь Северный Иран, и уже скоро большая часть населенных пунктов перешла под их контроль. Молодое Советское государство не могло не обратить внимания на их успехи, но продолжающаяся Гражданская война в России сдерживала все инициативы. Только когда были уничтожены главные белогвардейские силы, появилась возможность претворения в жизнь плана по экспорту революции в Переднюю Азию. Особенно усердствовал Лев Троцкий, для которого «мировой революционный пожар» становился основной идеей.

Совет народных комиссаров Персидской республики

Национальное строительство для этнических меньшинств

В 1920-х и 1930-х годах политика национального размежевания, которая закрепляла за национальными территориями этнических групп и национальностей, сопровождалась национальным строительством с попытками создать полный спектр национальных институтов на каждой национальной территории. Каждому официально признанному этническому меньшинству, даже небольшому, была предоставлена ​​собственная национальная территория, на которой оно пользовалось определенной степенью автономии в дополнение к национальным элитам. Был разработан национальный письменный язык (если он отсутствовал), было осуществлено планирование национального языка , были подготовлены учителя-носители языка, и были созданы национальные школы. Это всегда сопровождалось прессой на родном языке и книгами, написанными на родном языке, а также другими аспектами культурной жизни. Национальные элиты поощрялись к развитию и занятию руководящих административных и партийных постов, иногда в пропорциях, превышающих долю коренного населения.

С хлебными кризисами, голодом ; тяжелые экономические условия; В результате международной дестабилизации и изменения направления иммиграционного потока в начале 1930-х годов Советский Союз все больше беспокоила возможная нелояльность этнических групп диаспоры, имеющих трансграничные связи (особенно финнов , немцев и поляков ), проживающих вдоль его западных границ. Это в конечном итоге привело к началу репрессивной политики Сталина по отношению к ним.

Этническая принадлежность каждого взрослого гражданина ( Россия : национальность ) была обязательно записана в его паспорте после введения паспортной системы в СССР в 1932 году и определяла его выбор между двумя этносами его родителями (практикой , которые не существовали в Российской империи и отменен в сегодняшней России ).

План большевиков состоял в том, чтобы определить общую сумму всех национальных, культурных, языковых и территориальных различий, находящихся под их властью, и установить научные критерии для определения того, какие группы людей имеют право на определение «нации». Эта задача опиралась на существующие работы этнографов и статистиков царской эпохи, а также на новые исследования, проведенные под эгидой Советского Союза. Поскольку большинство людей не знали, что имеется в виду под нацией, некоторые из них просто называли имена, когда их спрашивали об этнической группе . Многие группы считались биологически похожими, но разными в культурном отношении. В Центральной Азии многие определили свою «нацию» как «мусульманскую». В других случаях разница была в географии или даже в том, жил ли человек в городе или в деревне. Однако в основном диалекты или языки служили основой для различения разных народов. Результаты часто были противоречивыми и сбивающими с толку. Только в Средней Азии насчитывалось более 150 наций. Одни были быстро подчинены другим, и общины, которые до этого считались «нациями», теперь считаются просто племенами. В результате количество наций за десятилетия сократилось.

Уровень жизни в республиках СССР

Очередь за хлебом РСФСР начало 80-х

Помимо ВВП, где высокая доля нефти и газа, а также прочих ресурсов, что не отражает реальную разницу доходов, нужно посмотреть другие показатели.

Но следует учитывать, что цены в Прибалтике и , например, Таджикистане довольно сильно отличались и потому, разрыв в уровне жизни был не настолько высок.

По обеспеченности жильем, лидирует снова Кавказ и Прибалтика, а РСФСР находится скорее в группе сильно отстающих.

Обеспеченность населения автомобилями снова показывает ущемленность РСФСР, при том, что в ее составе Москва, где этот показатель много выше остальных!

Интереснейший график того, сколько стоит все имущество средней семьи в республиках СССР. Позиции России в нем еще ниже

Жители сел СССР зарабатывали по-разному, однако лидеры немного предсказуемы. Причем гигантские теневые доходы жителей Кавказа и С.Азии от экспорта овощей и фруктов в СССР в отчетность не попали

Причины по которым приходилось поддерживать одних за счет других

Карта СССР

На момент образования СССР, республики, которые входили в его состав, находились на разном уровне социально-экономического развития.
Нередко и общественного: от феодализма в бывшем Хивинском ханстве, до развитого капитализма в Эстонии.
Если оставить все как есть, то это будет крайне способствовать миграциям людей в более благополучные республики, бросать тень на советское правительство, которое допускает жуткое отставание регионов и главное, приведет к росту сепаратизма там, где развития нет.
Это благодатная среда для восстаний и в без того неспокойных регионах

Зачем подчиняться советской власти, если она, чужда культурно,религиозно и этнически, еще и не дала ничего для развития?Поэтому пришлось брать у одних и отдавать другим.По указанным причинам и выбирались те, кто будет донорами и те, кто получателями благ, плюс личные симпатии руководителей страны.Так, Грузия при Сталине впервые получила значительные преференции, а Украине уделял пристальное внимание Хрущев.Чтобы стать регионом-донором нужно было иметь производственную базу и благонадежное население, которое не заметит изъятия средств, а чтобы стать получателем, нужно иметь более низкий уровень развития, явные сепаратистские настроения и находиться вблизи границ.

Идеология[править | править код]

В соответствии с доктриной ленинизма каждая нация имела безусловное (не зависящее от международного права) право на самоопределение, что подразумевало не только право на язык, но создание административно-территориальных единиц. Помимо языка каждая нация имела территорию своего проживания и предполагала наличие общеэкономических связей. Национальное размежевание учитывало наличие национальных движений. Отсюда возникала своеобразная «иерархия» народов:

  1. нации «союзных республик» (украинцы, белорусы, грузины, армяне, азербайджанцы, казахи, киргизы, туркмены, узбеки, таджики, эстонцы, латыши, литовцы, молдаване).
  2. нации и национальности «автономных республик» (татары, башкиры, абхазы, калмыки, каракалпаки, карелы, коми, буряты, якуты, удмурты, марийцы, мордва, осетины, ингуши, чеченцы, балкарцы, поволжские немцы, чуваши, тувинцы)
  3. национальности «автономных областей» (адыгейцы, алтайцы, евреи, карачаевцы, черкесы, хакасы), «округов» (коми-пермяки, чукчи, коряки, ненцы, эвенки) или «районов» (нанайцы),
  4. народности без статуса (ещё в 1913 году Сталин упоминал об ингилойцах, спорный статус в СССР имели русины[источник не указан 791 день], никак не выделялись алеуты, эскимосы, ительмены, дунгане, саамы и цыгане).

Иногда статус нации менялся: Карело-Финская ССР в 1956 году утратила привилегии союзной республики, а казахи, киргизы и таджики из автономных республик получили союзные. Дагестан и Аджария получили статус «автономной республики» при отсутствии единого языка (аджарцы говорят на грузинском, а Дагестанская АССР представляла собой конгломерат народностей). Статус немцев, у которых была своя автономная республика, в 1941 году был понижен: Указом Президиума Верховного Совета СССР республика была ликвидирована — разделена между Саратовской (15 кантонов) и Сталинградской (7 кантонов) областями.

МЕТОДИКА И ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ

В отечественной культурной географии в последние десятилетия разработан целый ряд
концепций и методик, которые позволяют по-новому взглянуть на казалось бы хорошо изученные
этнокультурные и этнодемографические процессы на территории современных государств
Центральной Азии. В частности, это концепции геоэтнокультурных систем (ГЭКС) [], этноконтактных зон, геокультурного (в т.ч. этнокультурного) пространства и др.
[]. Ранее нами была разработана методика изучения этнокультурного пространства Средней
Азии и Казахстана, включающая выделение основных компонентов территориальной структуры
этнокультурного пространства макрорегиона по итогам переписей населения 1959, 1970
и 1989 гг. .

Суровые будни революции

Революционные действия развернулись 1 июня 1920 года. Кучек-хану в борьбе с шахом и британцами пришли на помощь 2,5 тысячи революционных моряков, у которых было 12 орудий и 40 пулеметов. Через три дня была захвачена столица провинции Гилян город Решт, а после консультации с Москвой была провозглашена и Гилянская Советская Социалистическая Республика. В договоренности было оговорено, что Россия в дела нового государства вмешиваться не станет. Главой республики был избран Кучек-хан.

Будущее персидской революции

Восток, как известно, дело тонкое. Уже через пару дней начались разногласия главы нового государства с местными коммунистами. Камнем преткновения стала аграрная реформа. Кучек-хан был объявлен предателем и был вынужден уйти из кабинета министров. Через несколько дней из правительства были изгнаны и все сторонники Кучек-хана. Новую власть возглавил бывший его соратник Эхсанулла-хан. Власть оказалась у левых революционеров, придерживавшихся крайних взглядов. Начались активные боевые действия против ханского правительства. Только что созданная персидская Красная Армия овладела городом Менджиль и двинулась на Тегеран. Но персидские революционеры явно не рассчитали свои силы. Измотанные боями и плохо обученные войска не смогли продолжить наступление и отошли на старые позиции.

Москва поняла, что в условиях, когда на Западе развернулась Советско-польская война, она не сможет поддерживать персидскую революцию. И было принято решение, что лучше замириться с иранским шахом.

В марте 1921 года два государства подписали договор о дружбе. Москва обязалась уйти из Северной Персии. Было поделено и Каспийское море.

Волжская военная флотилия

После вывода советских войск из Персии Гилянская Советская Республика долго не продержалась. Ругань и междоусобица разрушили все революционные структуры. Естественно, шах этим воспользовался и восстановил свою власть на всем Каспийским побережье Ирана. Советская власть в Персии перестала существовать, едва начавшись.

Обложка: pinterest.ru

«Всем по “национальной квартире”». Как СССР «делил» Среднюю Азию

«Российская империя была обязана учитывать позиции западных политических элит»

Демаркация границы с Афганистаном, Китаем и Ираном проходила по правилам, которые в гораздо большей степени соответствовали международным практикам того времени. Российская империя была обязана учитывать позиции западных политических элит, напуганных стремительным расширением российских границ в Азии, которые нередко сравнивали с безудержным расползанием по плоскости масляного пятна. В ходе многочисленных международных переговоров в несколько этапов, с 1864 по 1895 год, опирающихся на работы российско-британских комиссий по проведению границ, последние были более или менее четко зафиксированы, даже несмотря на тот факт, что высокогорные районы Гиндукуша и Памира оставались неизвестны комиссионерам.

Логика формирования границ в советское время была совершенно иная, но и она так же не была единой и сильно видоизменялась от одного периода к другому. Непосредственно после революции 1917 года и до начала 1920 года в регионе одновременно или последовательно было создано множество государственных образований разной политической ориентации и срока существования — от эфемерных Кокандской автономии и Закаспийского временного правительства 1918 года до более стабильных, таких как Туркестанская АССР, на основе которой впоследствии будет реализована вся программа по территориальной реконфигурации региона.

Присоединение Казахстана

Когда началось присоединение Средней Азии к России? Первым обратился к России Казахстан. Присоединение этой страны началось в 20-е годы XVIII столетия, задолго до первых экспедиций в Среднюю Азию. Государство терзали конфликты с соседними племенами, такими как джунгары. Это вынудило часть казахов просить у России помощи. В 1731 году императрица Анна Иоанновна официально приняла эту просьбу Абулхайр-хана.

Надо сказать, что у хана были свои причины обращения к российской короне, поскольку не все хотели, чтобы он находился во главе подвластной ему территории. При этом опасность внешнего вторжения кочевников сохранялась.

Постепенно и другие султаны Казахстана принимали российское подданство. В 1740 году еще одна часть страны присоединились к Российской Империи. Центральные и северо-восточные области Казахстана были присоединены уже путем военно-политического вмешательства, почти одновременно с тем, как появился интерес к другим частям среднеазиатского региона.

Присоединение к России Средней Азии длилось несколько сотен лет. Как уже сказано выше, некоторые территории добровольно просились принять их, другие были завоеваны. Подчеркнуть тут можно тот момент, что, в отличие от той же Великобритании, Россия стремилась помогать в развитии присоединенным территориям и повсеместно строила различные промышленные и административные объекты. Таким образом, присоединение к России Средней Азии даже способствовало развитию этого региона.

«В основе формирования границ в Средней Азии лежала логика завоевания региона Российской империей»

На протяжении почти четырех столетий границы региона многократно перекраивались согласно различных идеям и теориям и в соответствии с разнообразными политическими ситуациями. Эти процессы были очень неоднозначные, и я посвятила их анализу отдельную книгу Asie centrale. L’invention des frontires et l’hritage russo-sovitique (Центральная Азия. Изобретение границ и русско-советское наследие), которая была опубликована на французском языке в 2012 году.

Если же очень коротко, то можно сказать, что в основе формирования границ в Средней Азии с конца XVIII до конца XIХ века лежала логика завоевания региона Российской империей. Ее противоречивая, непоследовательная политика опиралась на разнообразные теории, которые то дополняли друг друга, то оказывались во фронтальной оппозиции, то выходили на первый план политических и общественных дебатов, то забывались со вчерашними новостями

Среди них навскидку можно назвать поиски «научных/естественных границ»; идея «цивилизационной миссии»; желание возвратиться к исконной «арийской/туранской прародине»; ощущения существования некоего «печального рока, влекущего Россию против ее воли в сердце Азии»; рассуждения о «самовольстве» российских генералов, падких на медали и охочих до славы; необходимость «защиты от диких кочевников собственных границ/крестьян/переселенцев/городов», перетекающая в необходимость «превентивно-защищающего наступления»; подсчеты будущих выгод — как экономических, так и политических — от захвата Туркестана; муссирование положения о «крайней убыточности» региона; попытки «противостояния британской угрозе»; геополитические спекуляции по поводу важности «завоевания Центра Азии для последующего господства над всей Евразией» вперемежку с мечтами о «третьем Риме» и о «срединном» положении России, накладывающим на нее особую «мессианскую» обязанность по объединению Востока и Запада; проекты вхождения на равных в «клуб великих западных держав», занятых империалистическим разделом мира..

В соответствии с этими теориями и идеями, используя то дипломатические механизмы, как подписание договоров, как, например, с казахскими ордами, то военные захваты, как, в частности, штурм Геок-Тепе, Российская империя продвигалась все далее и далее на юг, вплоть до лимитов, за которыми начиналась сфера британского влияния, символом которых стала Амударья — Оксус древнегреческих авторов.

В ходе этого перманентного движения на протяжении более чем века границы фиксировались в соответствии с разными сценариями.

В отношении трех казахских орд, Бухарского эмирата, Хивинского и Кокандского ханств, на полуофициальном уровне рекомендовалось по возможности четко не фиксировать границы ни в каких государственных документах, оставляя за собой возможность последующего продвижения вглубь территорий. В этом контексте приветствовалось также создание пористых границ, позволяющих русской армии пересекать по своему усмотрению территорию, формально ей не принадлежащую, как то было в 1878 году с Бухарским эмиратом, низведенным до уровня протектората Российской империи.

Собственно внутренние границы созданных в регионе губернаторств (впоследствии краев) — Туркестанского, Оренбургского/Степного, Сибирского — регулярно пересматривались в 1860—1890-е годы в ходе новых завоеваний (так, Кокандское ханство было преобразовано в 1876 году в Ферганскую область Туркестанского генерал-губернаторства, а туркменские территории — в Амударьинский отдел, 1873) и приспосабливались к административным и военным нуждам российских структур (в частности, Закаспийская область и Семиречье входили то в Туркестанское генерал-губернаторство, то, соответственно, в Кавказское наместничество и в Степной край).

СТЕПЕНЬ ИЗУЧЕННОСТИ ПРОБЛЕМЫ

Изучению национально-государственного размежевания в 1920-е гг. в Центральной Азии
посвящено большое количество научных трудов. По этой теме написаны докторские и кандидатские
диссертации, подготовлены научные монографии и сборники статей, а также многочисленные
статьи в научных журналах. Так, например, общие вопросы национально-территориального
размежевания в Средней Азии в 1920-е гг. и связанные с ним проблемы спорных территорий
рассмотрены в работах М.У. Алимадонова [], И.Б. Бочкаревой [] и С.С. Исмаилова [] (в т.ч. с соавторами []). Вопросам разграничения территорий в первой половине 1920-х гг. при создании Казахской
автономии посвящены работы С.Н. Алибека [] и К.Б. Корженевского . Сложность процесса национально-территориального размежевания, вызванная проблемами
проведения границ между этническими ареалами проживания узбеков, киргизов и таджиков,
в особенности, в Ферганской долине, рассмотрена в сборниках научных статей , монографии Н.А. Зотовой [], в работах С.Н. Абашина с соавторами [] и С.К. Аламанова, где представлены результаты изучения этнических анклавов в Центральной
Азии [].

К периоду национально-государственного размежевания Центральной Азии обращаются ныне
и зарубежные исследователи. В первую очередь, появление независимых республик породило
интерес западных ученых к вопросам формирования народов Центральной Азии и их национальной
идентичности. Так, например, Г. Убириа (Австралия) [] высказывает даже такое суждение, что казахский и узбекский народы являются искусственными
конструкциями советских политиков 1920-х и 1930-х гг. Эта тема затронута также в кратком
историографическом очерке о формировании национальной идентичности казахов, представленном
С. Есеновой (Канада) [], и в статье, посвященной современной туркменской идентичности, которая, по мнению
А. Куру (США) [], является “социально структурированной”. Другими словами, именно политические границы,
появившиеся после национально-государственного размежевания Центральной Азии, стали
основой для формирования титульных народов республик (или же “социалистических наций”
макрорегиона).

Итоги историко-этнографических исследований на территории Средней Азии и Казахстана,
включая период 1920-х гг., освещены в работах С.П. Полякова , К.М. Маметемина [] и К.Д. Саиповой []. К.С. Калиева осуществила подробный анализ итогов переписей населения Казахстана
с 1897 по 1926 гг. []. С.Н. Абашин [] внес вклад в изучение одной из наиболее острых проблем формирования “социалистических
наций” в Средней Азии, в результате чего произошла утрата этнонима “сарты”. Сарты,
будучи тюркоязычным народом, имеющим таджикские корни, в процессе национально-государственного
размежевания были приписаны к “узбекской нации”. Изучению трансформации этнической
структуры населения Кыргызстана, включая раннесоветский период, посвящена работа А.Т.
Кушубекова [].

ВЫВОДЫ

Результатом национально-государственного размежевания территории Средней Азии стало
выделение титульных народов, которые обрели свои национальные автономии в виде республик
(ССР, АССР) и автономных областей (АО). Но, кроме очевидных этнических ядер с высокой
долей титульного населения, в каждой республике оставались территории, где был относительно
низкий процент представителей титульных народов. Эти территории представляли собой
этноконтактные зоны разной степени выраженности. В особенности это касалось территории
современного Казахстана, где казахи составляли лишь 57.1% населения, а треть населения
приходилась на русских и украинцев, доля которых была наиболее высокой в северной
части Казакской АССР.

Еще ниже доля титульного этноса была в Кара-Калпакской АО Казакской АССР (38.1%).
Иными словами, этническое ядро каракалпаков было слабо выраженным даже в пределах
своей национальной автономии. Вторым и третьим народами в Кара-Калпакской АО были
казахи и узбеки, причем примерно с равной долей (на уровне 27–28%), что привело АО
к включению в категорию “спорных” территорий, и в последующем Каракалпакстан был выведен
из состава Казакской АССР и передан в Узбекскую ССР.

Несколько выше была доля титульных этносов в Узбекской ССР (66%) и Киргизской АССР
(66.8%). Если на территории современного Кыргызстана уже в то время была повышенной
доля русских и украинцев (в сумме 18.3% населения), то в некоторых округах Узбекистана
был высок процент населения, являющегося титульным в соседних республиках (например,
таджиков в Ходжентском и Сурхан-Дарьинском округах, казахов в Ташкентском округе и
Канимехском районе). Тем не менее, процесс национально-государственного размежевания
привел к значительному уменьшению этнической мозаичности большинства административных
единиц Узбекской ССР.

Наиболее высока доля титульных народов была в Туркменской ССР (73.8%) и Таджикской
АССР (74.6%). При этом в западной части Туркменской ССР была повышена доля русских,
составлявших 7.7% всего населения республики, в северной и восточной частях – узбеков
(10.8%). В Таджикской АССР, являвшейся в 1926 г. частью Узбекской ССР, была повышена
доля узбеков (21.2% населения АССР). В дальнейшем, при образовании Таджикской ССР,
в ее состав был передан Ходжентский округ Узбекской ССР, где доля таджиков в 1926
г. составляла 57.7% населения.

Таким образом, сложный национальный состав населения Средней Азии, полиэтничность
значительной части территории макрорегиона, чересполосное проживание разных этносов
и большое количество этнических анклавов (или, другими словами, господство этноконтактных
зон разной степени выраженности) не позволили национально-государственному размежеванию
в первой половине 1920-х гг. в полной мере распределить основные народы Средней Азии
по собственным государственным образованиям. В частности, оставалось несколько “спорных”
территорий, поменявших впоследствии свою республиканскую принадлежность. Поэтому процесс
национально-государственного размежевания на территории макрорегиона так и не был
завершен в первой половине 1920-х гг. и растянулся на вторую половину 1920-х и 1930-е
гг.

Статья подготовлена при поддержке гранта РФФИ 20-05-00369 “Трансформация этнокультурного
пространства постсоветских государств: факторы, тренды, перспективы”.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: