Введение

Биография

Место рождения неизвестно. Возможно, что родина Малковичей находилась на Волыни и к владениям Мала принадлежала группа из нескольких сёл, расположенных в 22 км юго-западнее Владимира-Волынского, — Низкиничи, Будятичи и Калусов (ныне Гряды). Знакомое Длугошу название села Нискиничи (от Малый/Ниский) побудило его назвать древлянского князя Мала Нискиней. С этим населённым пунктом связывают и былинное отчество брата Малуши, известного как Добрыня Никитич (Низкинич). Соседнее село Будятичи связывается с Будятиной весью, куда (во владения Малка, на родину) Ольга отправила мать Владимира Святославича Малушу. От названия соседнего владения — села Калусова — Мал получил известное С. Герберштейну и М. Стрийковскому прозвище Káluſczá Malec (Калюсча Малец), искажённое (через схожее написание ſ (s-длинного) и f) в Kálufczá. Имя Добрыни, известного также как Резанович, связывается с известным волынским родом Резановичей, которым в XV в. принадлежало село Будятичи (Будятина весь).

Когда в 970 году великий князь киевский Святослав Игоревич разделил Русь между двумя старшими сыновьями, новгородские послы, по указанию Добрыни, выпросили к себе Владимира, который и поехал в Новгород с дядей своим.

Отправляясь в 978 году из Новгорода в Киев с намерением вырвать власть из рук старшего брата, Владимир руководим был Добрыней, который хотел отнять у Ярополка и невесту последнего, Рогнеду, дочь полоцкого владетеля — варяга Рогволода, чтобы выдать её за Владимира. Ответ Рогнеды: «Не хочу я за робичича», сильно оскорбил Добрыню, сестру которого назвали рабыней, и после победы, одержанной над Рогволодом, он, по замечанию летописи, приказал племяннику «быть с ней (Рогнедой) перед отцом её и матерью». То есть по призыву Добрыни Владимир изнасиловал Рогнеду на глазах её родителей, после чего убил её отца и двух братьев. Когда в 980 году после гибели Ярополка Святославича его младший брат Владимир стал великим князем киевским, то он принудительно взял в жёны Рогнеду.

Сделавшись единственным властителем Руси, Владимир поставил посадником в Новгороде Добрыню, который, по примеру племянника, поставил там в Перыни у берега Волхова, истукан Перуна. Отсюда, в 985 году, он ходил вместе с Владимиром войной на богатую Волжскую Булгарию. Мир с булгарами заключён был по совету Добрыни, который говорил, что такой богатый народ, носящий сапоги, не будет платить дань, и советовал поискать лучше лапотников.

Что касается участия Добрыни в (см. также Крещение Новгорода), то его нужно признать достоверным, но известия о том летописей неопределённы и сбивчивы, а подробности эпизода, передаваемые Татищевым со слов так называемой Иоакимовской летописи, основаны, как думают, на старинной новгородской поговорке: «Путята крести мечом, а Добрыня огнём». Согласно этим известиям жрец Богомил по прозвищу Соловей возмущал своих сограждан-новгородцев против новой, христианской веры и был побеждён посадником Воробьём Стояновичем.

В аристократическом районе Новгорода в течение многих веков существовала Добрынина улица. У Добрыни был сын Коснятин (Константин), который спустя некоторое время стал новгородским посадником и воеводой.

Версии

Отец Малуши «Малк Любчанин»

В настоящее время гипотеза Шахматова считается опровергнутой. Он строил свои выводы на «Хронике» Яна Длугоша , использовавшего не дошедшие до нашего времени русские летописи. У него имя древлянского князя читалось «Мискиня
», Шахматов посчитал, что это испорченное «Мистиня
», после чего сблизил его с «Мистиша
» (Мстислав). Однако в оригинале у Длугоша имя читалось как «Нишкина
» (польск. Niszkina

), что делает построения Шахматова ошибочными. Это также делает отождествление Мистиши и Люта Свенельдичей маловероятным . Наиболее обстоятельная критика дана в работах историков А. В. Соловьёва и А. В. Поппэ .

М. Грушевский отнесся отрицательно к выводам Прозоровского и Шахматова.

Крещение Новгорода[править]

В 988 году Владимир принял христианство. Добрыня, вероятно, был в Киеве, крестился вместе с князем и ходил с епископами насаждать христианство в Ростове, Новгороде и во всей северной Руси.

По свидетельству Иоакимовской летописи Добрыня насаждал в Новгороде христианство насильственным путём. Летопись говорит, что он явился туда вместе с киевским воеводой Путятой и ростовским войском. Граждане решились оказать энергичное сопротивление такому насильственному введению христианства и, вооружившись, встретили Добрыню с твёрдым намерением отстоять свою религию. Путята тогда вступил с ними в битву, а Добрыня поджёг их дома и имущество (Добрыня поджог новгородские дома, чтобы отвлечь новгородцев от битвы с Путятой, которого, видимо, стали теснить). Отсюда пошла поговорка: «Путята крести мечом, а Добрыня — огнем».

Эти экзекуции подтверждаются археологическими раскопками: следы пожарищ найдены археологами на Неревском конце и на Людином конце в противоположной стороне.

Новгородцы вынуждены были подчиниться насилию. Добрыня вместе с Иоакимом Корсунянином разорил требища, а идол Перуна срубил и сбросил в Волхов.

После этого Добрыня продолжал управлять Новгородом до своей смерти (скончался, предположительно, в 1007 году), после чего городом правил его сын Константин.

В аристократическом районе Новгорода несколько веков существовала Добрынина улица.

Примечания

. Виноградова В.Л. Словарь-справочник «Слова о полку Игореве», М.; Л., 1965, вып. 1, с. 80, 81.

. См.: Былины в записях и пересказах XVII—XVIII вв. / Изд. подготовили А.М. Астахова, В.В. Митрофанова, М.О. Скрипиль. М.; Л., 1960..

. См.: Пипин А.Н. История русской этнографии. СПб., 1890, т. 1; СПб., 1891, т. 2; Лобода А.М. Русский богатырский эпос (опыт критико-библиографического обзора трудов по русскому богатырскому эпосу). Киев, 1896; Сперанский М.Н. Русская устная словесность. М., 1917; Соколов Ю.М. Русский фольклор. М., 1938 (изд-е 2. М., 1941); Астахова А, М. Былины Севера. М.; Л., 1938, т. 1; Гусев В.Е. Русские революционные демократы о народной поэзии. М., 1963; Азадовский М.К. История русской фольклористики. М., 1958, т. 1; М., 1963, т. 2; Астахова А.М. Былины. Итоги и проблемы изучения. М.; Л., 1966; Плисецкий М.М. Историзм русских былин. М., 1962; Аникин В.П. Русский богатырский эпос. М., 1964 (библиография — с. 180—188).

. Миллер О. Сравнительно-критические наблюдения над слоевым составом народного русского эпоса. Илья Муромец и богатырство киевское. СПб., 1870, с. XXIII.

. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. М., 1865, т. I, с. 304, 305.

. Миллер О. Сравнительно-критические наблюдения…, с. 809.

. Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. СПб., 1861, т. I.

. Буслаев Ф.И. Бытовые слои русского эпоса. М., 1871, с. 246.

. Буслаев Ф.И. Бытовые слои…, с. 251.

. Буслаев Ф.И. Бытовые слои…

. Майков Л.Н. О былинах Владимирова цикла. СПб., 1863.

. Майков Л.Н. О былинах…, с. 22 и прим. 1.

. Майков Л.Н. О былинах…, с. 26, 27.

. Сперанский М. Русская устная словесность, с. 160.

. Майков Л.Н. О былинах…, с. 36; Былины. М., 1919, с. XII (вступ. стат. М. Сперанского).

. Келтуяла В.А. Курс истории русской литературы. СПб., 1913, ч. I, кн. 1.

. Аникин В.П. Советская историческая школа в былиноведении и Всеволод Миллер. — В кн.: Вопросы теории фольклора. Русский фольклор. Л., 1979, вып. XIX, с. 84—112.

. Скафтымов А.П. Поэтика и генезис былин, Саратов, 1924.

. См. труды (в алфавитном порядке): В.П. Андриановой-Перетц, Т.М. Акимовой, В.А. Аникина, А.М. Астаховой, В.Б. Гусева, С.И. Дмитриевой, Р.С. Липец, Д.С. Лихачева, А.И. Никифорова, М.М. Плисецкого, В.Я. Проппа, Б.Н. Путилова, А.Н. Робинсона, Б.А. Рыбакова, Б. и Ю. Соколовых, В.И. Чичерова.

. Астахова А.М. Былины. Итоги и проблемы изучения.

. Пропп В.Я. Русский героический эпос. М., 1955 (2-е изд. М., 1958).

. Путилов Б.Н. Об историзме русских былин. — В кн.: Русский фольклор. М.; Л., 1966, т. 10, с. 119; Мирзоев В.Г. Былины и летописи. Памятники русской исторической мысли. М., 1978, с. 9.

. Лихачев Д.С. «Единичный исторический факт» и художественное обобщение в русских былинах. — В кн.: Славяне и Русь. М., 1968; Плисецкий М.М. Историзм русских былин; Рыбаков Б.А. Древняя Русь…, с. 41—44; Липец Р.С. Эпос и древняя Русь. М., 1969; Аникин В.П. Теоретические проблемы историзма былин в науке советского времени. М., 1972—1980, вып. 1—2.

. Лихачев Д.Л. «Эпическое время» русских былин. — В кн.: В честь Б.Д. Грекова. М., 1952, с. 56; Акимова Т.М. Русские героические былины (схема исторического развития). — В кн.: Основные проблемы эпоса восточных славян. М., 1958, с. 62.

. Рыбаков Б.А. Древняя Русь. Датирующие признаки былин рубежа XI—XII вв., с. 101.

. Дмитриева С.И. Географическое распространение русских былин. М., 1975.

. Дмитриева С.И. Географическое распространение русских былин, с. 93.

. Жданов И. Русский былевой эпос. СПб., 1895.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

Фильмы, актеры и роли

Добрыня Никитич входит в список главных героев советских мультфильмов, а также мультфильмов, снятых еще в 2000-х. В приключениях вместе с тремя героями участвует горстка персонажей: от киевского князя до возлюбленной его племянницы Елисея. Вот список этих мультфильмов:

  • Добрыня Никитич (1965)
  • «Добрыня Никитич и Горыныч змей» (2006)
  • «Князь Владимир» (2006)
  • «Три богатыря и царица Шамахан» (2010)
  • «Три богатыря на далеких берегах» (2012)
  • «Три богатыря. Ход рыцаря» (2015)
  • «Три богатыря и морской царь» (2016)

Голос герою представили актеры Валерий Лекарев, Валерий Соловьев и Дмитрий Назаров.

Дебютное появление Добрыни Никитич в кино состоялось в 1956 году. Режиссер Александр Птушко снял фильм «Илья Муромец» по мотивам старинных русских былин и сказок Александра Пушкина. Доспехи славного добрыненского воина носил Георгий Демин. К созданию фильма «Илья Муромец» в 1956 году авторы подошли масштабно. В толпе участвовало еще 106 000 солдат и 11 000 лошадей. Последняя цифра побила рекорды в кино: такое количество животных не использовалось при съемках художественных фильмов ни до, ни после.

Последующее обращение к мотивам эпоса произошло гораздо позже: в 2005 году Добрыня в лице Леонида Куравлева появилась во второй части эпического фильма Булата Мансурова «Сага о древних болгарах», который носит название «Лестница». Владимира Красного Солнца».

А спустя шесть лет Андрей Мармонтов представил зрителю картину «Настоящая сказка», в которой акции перенесены в современный мир. Нашлось место и фантастическим персонажам: Лешему, Ивану-дураку, Бабе Яге и, конечно же, трем богатырям. Образ Добрыни Никитича воплотил Павел Климов.

В последний раз на сегодня Добрыня Никитич порадовал публику присутствием режиссера Дмитрия Дьяченко в блестящей диснеевской комедии «Последний герой» (2017). Главный герой попадает в параллельный мир, где царит магия. На пути юноши встречаются Баба Яга (Елена Яковлева), Кощей Бессмертный (Константин Лавроненко), Чудо Юдо (Александр Семчев) и другие сказочные обитатели. Добрыню Никитич играет Евгений Дятлов. На съемках фильма «Последний герой» ему пришлось пострадать. Актера заставили надеть костюм, который весил 10 килограмм.

Перун и христианство на Руси

Былинные сюжеты[править | править код]

По данным С. Н. Азбелева, насчитывающего 54 сюжета героических былин, Добрыня Никитич является главным героем шести из них (№ 14-19 по составленному Азбелевым указателю).

14. Поединок Добрыни с Ильёй Муромцем

15. Добрыня и погоня за силой Нечистой (в легенде говорится о событиях десятого века якобы Добрыня там был)

16. Добрыня и Змей (в большинстве вариантов Добрыня не только бьётся со Змеем, но и освобождает из плена племянницу князя Владимира Забаву Путятичну)

17. «Добрыня и Маринка»

18. Добрыня и Настасья

19. Добрыня и Алёша («Добрыня в отъезде», «Добрыня на свадьбе своей жены»)

20. Добрыня и Василий Казимирович

По некоторым сюжетам число отдельных вариантов, записанных от разных сказителей, исчисляется десятками (особенно популярны № 15, 18, 19, 24). Сюжеты № 16 и 17 известны в единичных записях.

Добрыня Никитич играет важную роль в былинах о Дунае Ивановиче (№ 23 и 24 по составленному Азбелевым указателю).

24. Поединок Дуная Ивановича с Добрыней Никитичем

25. Дунай Иванович — сват (Дунай и Добрыня добывают невесту для князя Владимира)

Дальнейшая карьера[править]

Когда Владимир захватил власть, то передал Добрыне в управление Новгород, где тот правил до своей смерти почти совершенно самостоятельно, не прекращая быть также советником и помощником Владимира. Например, сразу после того, как Владимир победил Ярополка и, провозглашая торжество язычества, ставил в Киеве идолы во всех общественных местах, аналогично действовал и Добрыня в Новгороде.

В 985 году Добрыня с новгородцами принял участие в успешном походе Владимира на Волжскую Болгарию. Когда, после победы Владимира над болгарами, Добрыня осмотрел взятых в плен болгар и заметил, что все они в сапогах, он предложил князю лучше заключить с ними мир и оставить их в покое, так как такой богатый народ, по мнению Добрыни, не будет платить дани. «Пойдем лучше искать лапотников», сказал он Владимиру, и князь послушался Добрыни и заключил с болгарами мир.

Примечания[править | править код]

  1. . runivers.ru. Дата обращения: 19 августа 2021.
  2. Добрыня Малкович // Русский биографический словарь
  3. Добрыня // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  4. Хорошев А. С. Добрыня // Великий Новгород. История и культура IX—XVII веков. Энциклопедический словарь. — СПб.: Нестор-История, 2007. — С. 158.
  5. Карпов А. Ю. Владимир Святой. — 2-е изд., испр. и доп. — 1. — С. 92—93.
  6. Владимир (русские князья) // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  7. . Дата обращения: 19 апреля 2013.
  8. . Дата обращения: 23 апреля 2013.
  9. Соловьёв С. М. История России с древнейших времен. — СПб.: Издание Высочайше утверждённого Товарищества «Общественная польза», 1896.
  10. Дата обращения: 19 апреля 2013.
  11. Янин В. Л. Новгородские посадники. Издательство МГУ, 1962
  12. . Дата обращения: 2 октября 2017.

Биография Добрыни Никитича: где родился, там и сгодился

Добрыня Никитич и Василий Казимирович

Князь Владимир устраивает знатный пир, на который съезжаются многочисленные гости. Всем хватает изысканных яств и доброго вина. Сам хозяин прохаживается по зале и задумчиво оглядывает шумное застолье. Затем обращается к собравшимся с вопросом: кто сослужит ему службу великую? Кто съездит в дальнюю землю Половецкую и свезёт царю Батуру дань, не плаченную двенадцать лет?

Гости начинают хорониться друг за друга и стыдливо помалкивают. Наконец из толпы выходит удалой молодец в зелёных сафьяновых сапожках и кланяется Владимиру. Это богатырь Василий Казимирович. Он даёт князю слово: «Послужу я тебе верой-правдою, / Позаочи-в-очи не изменою / Я свезу твоё золото и серебро, / Я свезу твой скатный жемчуг, / Свезу сорок сороков ясных соколов, / Свезу сорок сороков чёрных соболей…»

После этого зарока Василий Казимирович уходит с пира, повесив буйну голову в кручине. Посреди широкой улицы он встречает Добрыню Никитича. Тот интересуется причиной печали, но Василий лишь, «ровно бык», проходит мимо. Лишь с третьего захода удаётся Добрыне доискаться до случившегося. Он сам догадывается, что произошло, и напрямую спрашивает Василия: «Али ты захвастался куда ехати?» Добрыня обещает другу, все ещё хранящему угрюмое молчание: «Я не выдам тебя у дела ратного, / И у того часу скоросмертного!»

Услышав подобное, Василий бросается Добрыне на грудь, обнимает его, называет своим старшим братом, признается, что действительно не сдержался на пиру и расхвастался перед всеми, а теперь пора держать ответ за бахвальство. Добрыня решительно говорит, что они не повезут от князя никакой пошлины, а сделают наоборот — попросят дани «от собаки Батура Батвесова». Богатыри братаются и идут вдвоём в белокаменные палаты к князю Владимиру, где продолжается честной пир.

Молодцев встречают с подобающим почётом, усаживают за один стол с самим князем, подносят им доброго вина, «не малы чары — в полтора ведра». После этого богатыри излагают князю свой план и просят его написать собственноручное письмо Батуру с требованием о пошлине. Владимир исполняет их просьбу, затем благословляет обоих молодцов, и те отправляются в дорогу. На богатырских конях Добрыня и Василий мгновенно скрываются из виду и вскоре достигают земли Половецкой.

На вражеской территории друзья ведут себя смело и уверенно. Спешившись, они не привязывают коней и без спросу входят прямо в терем Батура Не поклонившись хозяину, они заносчиво сообщают, что привезли дань от князя Владимира, и тут же Василий достаёт из кармана «ярлыки скоросписчаты» — письмо князя. Прочитав это письмо, Батур свирепеет. Он вкрадчиво заявляет Василию, что тот больше не уйдёт из его дома. Но Василий не пугается угроз: «Я надеюсь на мати чудную, пресвятую Богородицу, / Надеюсь на родимого на брателка, / На того ли братца на названого, / На Добрыню ли на Никитича».

И действительно, трижды Батур расставляет Василию коварные ловушки — и трижды Добрыня принимает на себя удар. Сначала он садится играть с Батуром в кости и обыгрывает его. Потом Добрыня побеждает Батура в состязаниях по стрельбе из лука Наконец, раздосадованный хозяин вызвал молодцев на борьбу — и снова Добрыня одерживает верх, несмотря на то что Батур призвал на помощь множество татар. Василий вооружается белодубовой осью и бросается на помощь названому брату. Батур, испугавшись, выбегает на крыльцо и зычным голосом кричит о пощаде: «Вы оставьте мне хоть на приплод татар!..»

В результате татарин соглашается отдать князю Владимиру дань за двенадцать лет, лишь бы богатыри убрались восвояси. Нагруженные богатой добычей, Василий и Добрыня едут в Киев и с почтением предстают пред княжеские очи. Служба сослужена исправно, царь угощает их от сердца и кланяется за их богатырскую отвагу до сырой земли: «Послужили вы мне верой-правдою, / Верой-правдою неизменною».

Биография[править | править код]

Место рождения неизвестно. Возможно, что родина Малковичей находилась на Волыни и к владениям Мала принадлежала группа из нескольких сёл, расположенных в 22 км юго-западнее Владимира-Волынского, — Низкиничи, Будятичи и Калусов (ныне Гряды). Знакомое Длугошу название села Нискиничи (от Малый/Ниский) побудило его назвать древлянского князя Мала Нискиней. С этим населённым пунктом связывают и былинное отчество брата Малуши, известного как Добрыня Никитич (Низкинич). Соседнее село Будятичи связывается с Будятиной весью, куда (во владения Малка, на родину) Ольга отправила мать Владимира Святославича Малушу. От названия соседнего владения — села Калусова — Мал получил известное С. Герберштейну и М. Стрийковскому прозвище Káluſczá Malec (Калюсча Малец), искажённое (через схожее написание ſ (s-длинного) и f) в Kálufczá. Имя Добрыни, известного также как Резанович, связывается с известным волынским родом Резановичей, которым в XV в. принадлежало село Будятичи (Будятина весь).

Когда в 970 году великий князь киевский Святослав Игоревич разделил Русь между двумя старшими сыновьями, новгородские послы, по указанию Добрыни, выпросили к себе Владимира, который и поехал в Новгород с дядей своим.

Отправляясь в 978 году из Новгорода в Киев с намерением вырвать власть из рук старшего брата, Владимир руководим был Добрыней, который хотел отнять у Ярополка и невесту последнего, Рогнеду, дочь полоцкого владетеля — варяга Рогволода, чтобы выдать её за Владимира. Ответ Рогнеды: «Не хочу я за робичича», сильно оскорбил Добрыню, сестру которого назвали рабыней, и после победы, одержанной над Рогволодом, он, по замечанию летописи, приказал племяннику «быть с ней (Рогнедой) перед отцом её и матерью». То есть по призыву Добрыни Владимир изнасиловал Рогнеду на глазах её родителей, после чего убил её отца и двух братьев. Когда в 980 году после гибели Ярополка Святославича его младший брат Владимир стал великим князем киевским, то он принудительно взял в жёны Рогнеду.

Сделавшись единственным властителем Руси, Владимир поставил посадником в Новгороде Добрыню, который, по примеру племянника, поставил там в Перыни у берега Волхова, истукан Перуна. Отсюда, в 985 году, он ходил вместе с Владимиром войной на богатую Волжскую Булгарию. Мир с булгарами заключён был по совету Добрыни, который говорил, что такой богатый народ, носящий сапоги, не будет платить дань, и советовал поискать лучше лапотников.

Участие Добрыни в крещении Новгорода некоторыми исследователями признаётся достоверным, но известия летописей неопределённы и сбивчивы, а подробности эпизода, передаваемые Василием Татищевым со слов так называемой Иоакимовской летописи, основаны, предположительно, на старинной новгородской поговорке: «Путята крести мечом, а Добрыня огнём». Согласно этим известиям, жрец Богомил по прозвищу Соловей возмущал своих сограждан-новгородцев против новой, христианской веры и был побеждён посадником Воробьём Стояновичем.

В аристократическом районе Новгорода в течение многих веков существовала Добрынина улица. У Добрыни был сын Коснятин (Константин), который спустя некоторое время стал новгородским посадником и воеводой.

Примечания

  1. Вариант имени Малуши, известный из Никоновской и Архангелогородской летописей

  2. На родине князя Владимира

  3. Владимир Святославович // БСЭ

  4. Дядя по матери
  5. Диба Ю. Літописне Будятино (про місце народження князя Володимира Святославовича та розташування найдавнішої церкви Пресвятої Богородиці) // П’яті « Ольжині читання ». Пліснеськ. 7 травня 2010 року. Львів-Броди, 2011, с.23-28.

  6. ПСРЛ. Т. 9, с. 35; Т. 37, с. 60

  7. Прозоровский Д. О родстве св. Владимира по матери // Записки Императорской Академии наук. — СПб., 1864. — т. V, кн. I. — С. 19

  8. Диба Ю. Історично-географічний контекст літописного повідомлення про народження князя Володимира Святославовича: Локалізація Будятиного села // Княжа доба. Історія і культура. Львів: Інститут українознавства ім. І. Крип`якевича НАН України. — Вип. VI. — С. 37-70

  9. ПВЛ: В год 6478 (970). Святослав посадил Ярополка в Киеве, а Олега у древлян. В то время пришли новгородцы, прося себе князя: «Если не пойдете к нам, то сами добудем себе князя». И сказал им Святослав: «А кто бы пошел к вам?». И отказались Ярополк и Олег. И сказал Добрыня: «Просите Владимира». Владимир же был от Малуши — ключницы Ольгиной. Малуша же была сестра Добрыни; отец же им был Малк Любечанин, и приходился Добрыня дядей Владимиру. И сказали новгородцы Святославу: «Дай нам Владимира», Он же ответил им: «Вот он вам». И взяли к себе новгородцы Владимира, и пошел Владимир с Добрынею, своим дядей, в Новгород, а Святослав в Переяславец.

  10. С. Герберштейн. Записки о Московии

  11. Принято считать, что речь здесь идёт о княгине Ольге, которая на самом деле была не женой Владимира, а его бабушкой.

  12. Монархи России

  13. Бернштам Т. А. “Слово” об оппозиции Перун–Велес/Волос и скотьих богах Руси // Полярность в культуре (Альманах “Канун”. – Вып. 2). – Санкт-Петербург, 1996. – С. 108

Образ богатыря — былинного героя

(В. Васнецов » Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем » 1918г
)

Основой для создания былинного образа является реальный человек — воевода Добрыня. Он — родной дядя князя Владимира, брат его матери. Былинное отчество “Никитич” — в честь рязанского полководца Никиты. Такой сборный образ имел сходство и с реальными персонажами, а также дополнен наиболее положительными качествами, что свидетельствует о народной любви к герою.

Если брать во внимание те сюжеты, в которых даже вскользь упоминается персонаж — их больше 50-ти. Былин, где описывается образ и подвиги Добрыни Никитича, как центральной фигуры — 8

В них описываются его поединки с Ильей Муромцем, Дунаем Ивановичем, борьба со змеем. Былины о Добрыне Никитиче также рассказывают нам о Алеше Поповиче, Василии Казимировиче, Насте, поисках невесты для князя.

Добрыня Никитич и Василий Казимирович

Князь Владимир устраивает знатный пир, на который съезжаются многочисленные гости. Всем хватает изысканных яств и доброго вина. Сам хозяин прохаживается по зале и задумчиво оглядывает шумное застолье. Затем обращается к собравшимся с вопросом: кто сослужит ему службу великую? Кто съездит в дальнюю землю Половецкую и свезёт царю Батуру дань, не плаченную двенадцать лет?

Гости начинают хорониться друг за друга и стыдливо помалкивают. Наконец из толпы выходит удалой молодец в зелёных сафьяновых сапожках и кланяется Владимиру. Это богатырь Василий Казимирович. Он даёт князю слово: «Послужу я тебе верой-правдою, / Позаочи-в-очи не изменою / Я свезу твоё золото и серебро, / Я свезу твой скатный жемчуг, / Свезу сорок сороков ясных соколов, / Свезу сорок сороков чёрных соболей…»

После этого зарока Василий Казимирович уходит с пира, повесив буйну голову в кручине. Посреди широкой улицы он встречает Добрыню Никитича. Тот интересуется причиной печали, но Василий лишь, «ровно бык», проходит мимо. Лишь с третьего захода удаётся Добрыне доискаться до случившегося. Он сам догадывается, что произошло, и напрямую спрашивает Василия: «Али ты захвастался куда ехати?» Добрыня обещает другу, все ещё хранящему угрюмое молчание: «Я не выдам тебя у дела ратного, / И у того часу скоросмертного!»

Услышав подобное, Василий бросается Добрыне на грудь, обнимает его, называет своим старшим братом, признается, что действительно не сдержался на пиру и расхвастался перед всеми, а теперь пора держать ответ за бахвальство. Добрыня решительно говорит, что они не повезут от князя никакой пошлины, а сделают наоборот — попросят дани «от собаки Батура Батвесова». Богатыри братаются и идут вдвоём в белокаменные палаты к князю Владимиру, где продолжается честной пир.

Молодцев встречают с подобающим почётом, усаживают за один стол с самим князем, подносят им доброго вина, «не малы чары — в полтора ведра». После этого богатыри излагают князю свой план и просят его написать собственноручное письмо Батуру с требованием о пошлине. Владимир исполняет их просьбу, затем благословляет обоих молодцов, и те отправляются в дорогу. На богатырских конях Добрыня и Василий мгновенно скрываются из виду и вскоре достигают земли Половецкой.

На вражеской территории друзья ведут себя смело и уверенно. Спешившись, они не привязывают коней и без спросу входят прямо в терем Батура Не поклонившись хозяину, они заносчиво сообщают, что привезли дань от князя Владимира, и тут же Василий достаёт из кармана «ярлыки скоросписчаты» — письмо князя. Прочитав это письмо, Батур свирепеет. Он вкрадчиво заявляет Василию, что тот больше не уйдёт из его дома. Но Василий не пугается угроз: «Я надеюсь на мати чудную, пресвятую Богородицу, / Надеюсь на родимого на брателка, / На того ли братца на названого, / На Добрыню ли на Никитича».

И действительно, трижды Батур расставляет Василию коварные ловушки — и трижды Добрыня принимает на себя удар. Сначала он садится играть с Батуром в кости и обыгрывает его. Потом Добрыня побеждает Батура в состязаниях по стрельбе из лука Наконец, раздосадованный хозяин вызвал молодцев на борьбу — и снова Добрыня одерживает верх, несмотря на то что Батур призвал на помощь множество татар. Василий вооружается белодубовой осью и бросается на помощь названому брату. Батур, испугавшись, выбегает на крыльцо и зычным голосом кричит о пощаде: «Вы оставьте мне хоть на приплод татар!..»

В результате татарин соглашается отдать князю Владимиру дань за двенадцать лет, лишь бы богатыри убрались восвояси. Нагруженные богатой добычей, Василий и Добрыня едут в Киев и с почтением предстают пред княжеские очи. Служба сослужена исправно, царь угощает их от сердца и кланяется за их богатырскую отвагу до сырой земли: «Послужили вы мне верой-правдою, / Верой-правдою неизменною».

Подвиги и героизм русского богатыря

(Иллюстрация — Добрыня Никитич побеждает Змея Горыныча
)

Исторические события отражаются в былинах вместе с художественным обрамлением, легкие для восприятия. Реальная история о поисках жены для князя — Рогнеды, легла в основу соответствующей былины. Сюжет о борьбе со змеем в округе Новгорода также упоминается в летописи. Благодаря этим подвигам, Добрыню долгое время называли “Змееборцем”, “сватом”. В былине “ Добрыня Никитич и Марина” описывается его борьба со знаменитой чародейкой, магия которой была известна по всей Руси. Его борьба с различными культами и язычеством проявляется также в той былине, где богатыря крестит целое селение новгородцев.

Добрыня Никитич имел тонкий ум, что помогало ему вести военные действия особо умело, не прибегая к большому количеству жертв — он всегда умел подобрать нужные слова, вел переговоры. Навыки и знания реального воеводы отображаются и в характере героя былин. В частности, упоминается, что Добрыня знал 12 разных языков, а также разговаривал “по птичьи”.

Подвиги, которые пугали остальных, для Добрыни Никитича и его товарищей оказывались несложными, не могли их устрашить. Вместе они были непобедимы, их воинские качества дополняли друг друга. Как истинный воин, чье бесстрашие является примером для поколений, погиб Добрыня в честном бою. Кончина настигла его около реки Калки, неподалеку которой его и похоронили. Курган, названный в честь Добрыни, был насыпан на его могиле с почестями.

Для русского народа, Добрыня Никитич — образец мужества и храбрости. Его подвиги — пример любви к своей земле и соотечественникам.

Интересные факты

Исследователи не согласны с утверждением, что герой родом из Рязани. Мы уверены, что ножки сказки рождаются из неразберихи. Мужчина носил прозвище Резанец, и когда-то это прозвище было просто неправильно понято.

По легенде, двойная эпопея Добрыни Никитич патрулировала Оку у села Шилово, остров теперь называется Добрынин. Недалеко от него находится курган, в котором будет похоронен герой. По рассказам крестьян, в 1920 году курган был раскопан и извлечены доспехи славного воина, состоящие из кольчуги, шлема и пояса. Судя по находке, рост Добрыни Никитич был 172 см.

В 1959-1962 годах из-под машин Ленинградского завода «Марти» вышли три ледокола проекта 97. Одно судно называлось «Добрыня Никитич». Ледокол работал в Белом море, проводил корабли к ледяным краям Северной Двины и открывал проходы для атомных подводных лодок. Маневренный корабль в открытом море выдержал штормы силой 10-11 баллов — настоящий герой!

Добрыня и Маринка

Ефимья Александровна заклинает сына: когда тот пойдёт гулять по Киеву, избегать переулка, на котором живёт королевична Марина Кайдальевна. Она уже завлекла своими волшебными чарами множество знатного и простого народу и всех безжалостно загубила. На ее счету погубленные девять русских богатырей, и Добрыню может ждать та же участь.

Гуляя по городу, Добрыня поначалу действительно сторонится запретного места. Но на глаза ему попадается нежно воркующая голубиная пара. Добрыня чувствует, что это не настоящие голуби, а наваждение нечистой силы. Он без колебаний пускает в голубей калёную стрелу. Но стрела пролетает мимо цели и попадает в косое окошко высокого терема. Это и было окошко Марины Кайдальевны, лукавой чаровницы.

Добрыня, не мешкая, отправляется прямо в этот терем — забрать свою стрелу. Когда он предстаёт перед хозяйкой, то слышит сахарные приветливые речи: «Ах ты душенька, Добрыня сын Никитинич! / Сделаем, Добрынюшка, со мной любовь!»

Богатырь не поддаётся обольщениям и с достоинством отвечает Марине, что он ей «не полюбовничек», поворачивается и выходит на широкий двор. Маринушка пускает в ход свои колдовские чары: «А стругает тут следочки да Добрынины, / Рыла тут во печку во муравлену / И сама же к следочкам приговаривает: / Горите вы, следочки да Добрынины / Во той во печке во муравленой. / Гори-ко во Добрынюшке по мне душа!»

Колдовство срабатывает. Добрыня возвращается в горницу, кланяется коварной красавице и соглашается «сделать с ней любовь». Но Марина решает отомстить Добрыне, превращает его в златорогого тура и выпускает в чисто поле. Тур несётся вперёд, производя вокруг страшное разорение. Он вытаптывает сначала стада мирно пасущихся гусей, потом лебедей, потом овец и коров, наконец, уничтожает табун коней. Владения, по которым он проносится, принадлежат родной Добрыниной тётке премудрой Авдотье Ивановне. Каждый раз после очередного бедствия с вверенной им птицей и скотиной пастухи приходят к Авдотье Ивановне с жалобой на страшного и мощного тура. Авдотья Ивановна прозревает истину и печально признает, что это не тур, а ее любимый племянник, заколдованный ведьмой Мариной. Авдотья Ивановна решает противопоставить злым чарам свои добрые.

Она оборачивается сорокой и летит к ведьме, которую упрекает в проделках, а затем просит вернуть Добрыне прежний богатырский облик. В противном случае тётка грозит Марину тоже обернуть сорокою, что тут же и выполняет.

Марина-сорока летит в поле, находит там золоторогого тура и садится к нему на рога, нашёптывая: если Добрыня согласится пойти с ней, Мариной, под венец, она вернёт ему человеческий облик. Добрыня, понявший, что стал добычей ведьмы, решает схитрить. Он даёт ей обещание жениться: «Сделаю я заповедь великую, я приму с тобой, Марина, по злату венцу».

Колдунья превращает его снова в богатыря, а сама становится девицей. Они являются к князю Владимиру с просьбой о благословении. Затевается богатая свадьба. Добрыня даёт тайный наказ перед пиром: «Ай же, слуги мои верные! / Попрошу у вас же чару зелена вина, / Вы попрежде мне подайте саблю вострую».

Когда богатырь остаётся с Мариной наедине, она снова берётся за колдовство. Сначала ведьма оборачивает Добрыню горностаем, затем соколом, заставляя ломать когти и крылья и потешаясь над его бессилием. Измученный Добрыня-соколик обращается к Марине с просьбой дать ему отдых и позволить выпить чарку. Марина превращает его в добра молодца, не ожидая никакого подвоха. Добрыня тут же кличет слуг и произносит условную фразу. Слуги «поскорешенько» подают ему острую саблю, и богатырь, не мешкая, сносит ведьме голову — за ее «неумильные» поступки.

Наутро отдохнувший после жаркой бани Добрыня Никитич сидит у крыльца. Проходящие мимо соседи, князья да бояре, поздравляют его с женитьбой и слышат ответ по всей правде: «Я вечор же, братцы, был женат не холост, / А нынче я стал, братцы, холост не женат. / Я отсек нонь Марине буйну голову / За ейны было поступки неумильные».

Окружающие не скрывают радости по поводу такого исхода дела. Все наперебой благодарят богатыря, избавившего город от злой и коварной колдуньи, которая извела, помимо королей с королевичами и князей с князевичами, ещё девятерых славных русских богатырей. Не говоря уже о бессчётных жертвах простого «народушку да черняди»!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: