Санкт-петербург. собор спаса преображения

История строительства Преображенского собора в Санкт-Петербурге

В 30-е годы XVIII века на том месте, где сейчас находится храм, располагался полковой двор гренадерской роты Преображенского полка. Дочь Петра Первого Елизавета часто приезжала в полк, поскольку была крестной матерью многих офицерских и солдатских детей и привозила им подарки. В ночь с 24 на 25 ноября 1741 года цесаревна Елизавета прибыла в полк и попросила помочь ей обрести престол, «беззаконно похищенный» у нее правительницей Анной Леопольдовной и ее приспешниками. Солдаты вместе с Елизаветой направились в Зимний дворец. Так заручившись поддержкой солдат, Елизавета Петровна стала императрицей Российской Империи.

Сразу после восшествия на престол Елизавета в знак благодарности и в память об этих событиях решила построить церковь во имя Преображения Господня. В 1743 году храм был заложен и к 1745 году построен по проекту архитекторов Д.А. Трезини и М.Г. Земцова. 5 августа 1754 г. он был тожественно освящен. Впервые храм был построен пятикупольным. Елизавета Петровна возродила традицию строительства пятикупольных церквей, хотя при Петре Первом строились однокупольные храмы, в европейском стиле.

С 12 ноября 1796 года по повелению императора Павла I храм стал именоваться «собором всей гвардии».

К сожалению, 8 августа 1825 года в царствование Александра I храм сгорел, но все святыни из него успели вынести. По распоряжению Александра в 1827 году начались работы по восстановлению храма. 5 августа 1829 года состоялось новое освящение храма. Главный алтарь был освящён в честь праздника Преображения Господня. Из Англии были привезены куранты для одной из башен, которые в 1854 году были установлены. В то время считалось, что в городе было два знаменитых собора — Казанский и Спасо-Преображенский.

Храм после революции

После прихода советской власти богослужения в храме продолжались до 1920 года. Несмотря на попытки прихожан сохранить церковные службы, в 1927 году церковь была закрыта. Чтобы стереть воспоминания о религиозном значении здания, разрушили купол и звонницу, сбросили кресты и колокола. Местные жители помнят, что лик Спаса Нерукотворного над входом в храм кем-то из прихожан был перевернут лицом к стене, закрыт жестью и закрашен.

Позже здание использовали как склад, магазин, научную лабораторию, Дом культуры с кинотеатром. За годы советской власти были утрачены внутренние росписи, иконостас, иконы. Были заложены арочные окна, уменьшена высота потолка.

В 1991 году жители поселка Никита организовали Свято-Преображенскую общину и заключили с Никитским ботаническим садом договор об аренде здания бывшей больницы и церкви. Прихожане своими силами начали ремонт разрушающегося храма.

В 1992 году, в День Преображения Господня, здание вновь освятили, поставили иконы и начали служить молебны. 7 апреля 1993 года освятили престол в алтаре Преображенской церкви, тогда же отслужили первую Божественную литургию.

Теги:Образы РоссииФотогалерея
Фото и видео архив

Литература[править | править код]

  • Невдачин И. И. Спасо-Преображенский всей гвардии собор: Краткий исторический очерк. — СПб., 1904.
  • Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни Санкт-Петербурга: Христианская историко-церковная энциклопедия. — СПб.: Лики России, 2003. — ISBN 5-87417-114-2.
  • Куфершейн Е. З., Борисов К. М., Рубинчик О. Е. Улица Пестеля (Пантелеймоновская). — Л.: Товарищество «Свеча», 1991.
  • Тыжненко Т. Е. Василий Стасов. — Л.: Лениздат, 1990. — 192 с. — (Зодчие нашего города). — ISBN 5-289-00609-5.
  • Черепенина Н. Ю., Шкаровский М. В. Справочник по истории православных монастырей и соборов г. Санкт-Петербурга 1917-1945 гг. (по документам ЦГА СПб). — СПб.: ЦГА СПб; НИЦ Мемориал, 1996. — 183 с.
  • Шкаровский М. В. Община Преображенского собора Ленинграда в 1941—1945 гг // Христианское чтение. 2019. — № 3. — C. 215—226.

Контрибуция

Весной 1828 года успешно для России завершилась война с Персией. Империя Романовых существенно расширила свои владения на Кавказе за счет Эриваньского (ныне республика Армения) и Нахичеванского (ныне Нахичеванская область Азербайджана) ханств. Кроме того, по условиям Туркманчайского мира проигравшей стороне предстояло уплатить контрибуцию размером в 10 куруров (около 20 млн. рублей), что примерно в три раза превышало сумму, затраченную Россией на ведение военных действий.

Поскольку денег побежденным не хватало, контрибуция выплачивалась не только монетами, в переплавку шли посуда и ювелирные украшения жен и наложниц персидского наследного принца Аббаса-Мирзы.

Прицн Аббас-Мирза приветствует героя кавказской кампании генерала Паскевича

Монеты, которыми уплачивалась контрибуция, были очень разнообразны, и историческая ценность многих из них значительно превышала номинальную, что обращало на себя внимание русских уполномоченных. В феврале 1829 года по приказу кавказского наместника Паскевича в Санкт-Петербург были отправлены несколько монет, представляющих наибольший интерес для коллекционеров

В письме императору наместник счел нужным указать на необходимость привлечения специалистов к изучению всей полученной нумизматики. Николай I отдал соответствующие распоряжения министру императорского двора, после чего к делу подключились специалисты из Академии наук. В результате составили пять больших нумизматических коллекций, примерно одинаковых по ценности. Одна из этих коллекций осталась при Академии наук. Другая поступила в первый отдел Императорского Эрмитажа. Обе коллекции практически целиком сохранились до нашего времени. Судьбу трех остальных, к сожалению, пока установить не удалось.

Александр Сергеевич Грибоедов

Кроме того, в счет контрибуции русский посол Александр Сергеевич Грибоедов приобрел великолепный трон шаха Али-Мохаммед-хана, оценив его в 28 тысяч рублей. Впоследствии трон был помещен в Московской Грановитой 1829 года палате.

Из всей полученной контрибуции один миллион рублей был пожалован Паскевичу как главному герою прошедшей войны. В 1829 году в Тегеране в результате разгрома российского посольства толпой религиозных фанатиков погиб Грибоедов. В качестве своеобразного «извинения за этот печальный инцидент» персидское правительство преподнесло России драгоценный алмаз стоимостью около 1 курура. Для истощенной шахской казны это была весьма существенная потеря. Тем не менее, персы весьма удачно воспользовались тем, что как раз в это время Россия вела на Кавказе войну с Турцией. В обмен на сохранение добрососедских отношений восточные дипломаты добились от Николая I «прощения» последнего десятого курура из неуплаченной части контрибуции. Сумма эта как раз и равнялась стоимости подаренного драгоценного камня. Так что можно считать, что за убийство Грибоедова персы не заплатили никакой компенсации, а великолепный алмаз как раз и стал последним трофеем русско-иранской войны

История с персидской контрибуцией показательна. Пытаясь заткнуть бюджетные дыры, проигравшая сторона сама включала в состав контрибуции культурные ценности, причем зачастую по не слишком высокой цене.

Святыни и реликвии

Возле северной стены собора, в левом приделе находится складень с образами Преображения Господня, великомученика Пантелеимона и святого царя Константина. Этот складень в 1900 году подарил полковому лазарету тогдашний командир полка, генерал-майор великий князь Константин Константинович. На аналое (подставке для книг) у правого клироса в Спасо-Преображенском соборе находится образ Спаса Нерукотворного, перенесённый сюда в 1938 году из Троицкой церкви на Стремянной улице. Эта икона была написана знаменитым московским иконописцем С. Ф. Ушаковым для царя Алексея Михайловича и была любимым образом Петра I. С ним он был и при закладке Петербурга, и при Полтавской битве, и при кончине и отпевании. На аналое у левого клироса лежит другая чтимая икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте». Это — копия с чудотворной иконы из московского храма Преображения Господня на Большой Ордынке, сделанная в 1711 году по повелению сестры Петра I царевны Натальи Алексеевны в память о спасении русской армии во время Прутского похода. Она была перенесена в Спасо-Преображенский собор в 1932 году из закрытой церкви Воскресения Христова на Шпалерной улице.

В Спасо-Преображенском соборе хранились полковые реликвии и воинские трофеи, на стенах — бронзовые доски с именами офицеров Преображенского полка, павших в боях. За стеклом в особых шкафах хранились преображенские мундиры Александра I, Николая I и Александра II, а также сабля, которая была при Александре II во время покушения 1 (13) марта 1881 года и сохранила следы его крови.

С 12 марта по 10 августа 1991 года в храме пребывали мощи святителя Иоасафа Белгородского, вторично обретённые в запаснике Музея истории религии и атеизма Ленинграда.

Изобличение виновных генералов

Информация, относящаяся к трофейному делу, поступала в МГБ и в ЦК лично Сталину. Письма приходили даже от рядовых советских граждан.  В ноябре 1947 года Абакумов сформировал докладную записку на имя Сталина. В ней содержались сведения об использовании служебного положения в корыстных целях руководством Советской военной администрации в Германии (СВАГ), а также командным составом МГБ и МВД. Первые злостно разворовывали трофейное имущество. Вторые «спускали на тормозах» дела о подобных нарушениях.

Судя по донесениям, поступающим в ЦК, подобное поведение серьезно разлагало армию и другие силовые ведомства.  Сталин к началу декабря изучил докладную записку Абакумова и прочие собранные материалы. После этого начались аресты:

  • Первым арестовали генерала Бежанова Григория Акимовича, занимавшего пост начальника оперативного сектора НКВД в Тюрингии. Против него было собрано достаточно компромата.
  • Следующим был арестован генерал Клёпов Сергей Алексеевич начальник оперсектора федеральной земли Саксония.
  • В январе 1948 года арестовали генерала Сиднева Алексея Матвеевича бывшего начальника Берлинского оперсектора.

Фигуранты трофейного дела

Одновременно с генералом Бежановым был подвергнут аресту подполковник Семочкин., являвшийся адъютантом маршала Жукова. Оба офицера дали показания о деятельности Георгия Константиновича на посту Главнокомандующего в советской зоне оккупации в Берлине. 5 января 1948 года Сталин распорядился провести негласный обыск на квартире Жукова в Москве, а 9 января обыск провели на даче маршала в поселке Рублево.

Сотрудники МГБ искали некий чемодан и шкатулку, которые фигурировали в показаниях Семочкина. В них, по полученной информации, маршал хранил драгоценности. В итоге чемодан не нашли, т.к. его всегда с собой носила жена Жукова, но отыскали шкатулку и вместе с ней множество немецкой дорогой мебели, ковров, мехов, гобеленов, картин, серебряной посуды. Об том Сталину в очередной докладной записке сообщил Абакумов 10 января.

От Жукова потребовали объяснений. Маршал 12 января направил в ЦК объяснительную записку, в которой назвал показания Семочкина клеветой и сообщил, что найденные вещи приобретены за наличный расчет, подарены в процессе жизни и пр.  В итоге 20 января 1948 года Жукова отстранили с поста Командующего Одесским ВО. В феврале маршалу вернули лишь незначительную часть имущества, покупку которого он смог подтвердить документально.

Трофейное же дело продолжалось. Допрашивали арестованных генералов, их порученцев, ближайших сослуживцев. В январе арестовали еще одного фигуранта Телегина Константина Федоровича, занимавшего в 1945 году должность заместителя Главнокомандующего СВАГ. В 1947 году его уволили из Вооруженных сил за незаконное награждение артистов боевыми наградами.  При обыске у Телегина изъяли антикварную мебель, изделия из фарфора и серебра, меха, картины и прочие ценности.

Всем арестованным вменялось в вину незаконное присвоение трофейного имущества, использование в корыстных целях своего служебного положения.

В сентябре 1948 года арестовали генерала Крюкова Владимира Викторовича. Его супругу известную певицу Лидию Русланову подвергли аресту спустя 6 дней. Обоих обвинили в присвоении трофейного имущества в больших масштабах в Германии. Доказать, что дорогостоящие вещи, обнаруженные у них на квартирах, куплены за собственные деньги, генерал и певица не смогли. Во время обыска у них изъяли 132 картины таких известных художников, как Врубель, Васнецов, Шишкин, Брюллов и пр. Не говоря уже о коллекции драгоценностей, 107 кг. изделий из серебра, ковров, старинных библиотек, мехов и пр.

В октябре 1949 года Русланова была осуждена на 10 лет лишения свободы, а Крюков – на 25 лет по ст.58 п.10 УК РСФСР. Также от 10 до 25 лет лагерей получили генералы Клепов С.А., Бежанов Г.А., Телегин К.Ф.

В 1952-1953 годах арестованных выпустили на свободу. После смерти Сталина трофейное дело было уже малоинтересно правящей элите, поэтому всех фигурантов реабилитировали Военной коллегией Верховного Суда СССР. Но изъятое имущество никому не вернули…

Источники и дополнительный материал по теме:

  • «Сталин: на вершине власти» — Емельянов Ю.В. Москва, 2007
  • «Советская цивилизация: от Великой Победы до наших дней» — Кара-Мурза С.Г. Москва, 2001
  • «Архитектура Сталина: психология и стиль» — Хмельницкий Д. С. Москва, 2007

Персоналии духовенства, связанные с собором

6(18) августа 1833 г., в день Преображения Господня, в соборе был посвящён в епископы черногорский владыка и поэт Пётр II Петрович Негош.

С 1881 года, состоя на службе в Преображенском полку, старостой собора был гвардии штабс-капитан (впоследствии полковник) Леонид Михайлович Чичагов — впоследствии митрополит Серафим. Будучи уже митрополитом Ленинградским (назначен 23 февраля 1928 года) совершил в соборе свою первую в Ленинграде службу 18 марта (в третью Неделю Великого поста), а также последнюю — 24 октября 1933 года.

В феврале 1931 года по делу о нелегальной отправке регалий Преображенского полка в Копенгаген и передаче их Императрице Марии Феодоровне вместе с другими лицами был расстрелян настоятель собора протоиерей Михаил Тихомиров.

22 апреля 1979 года, за Пасхальной службой, в соборе скончался митрополит Серафим (Никитин), бывший Крутицкий и Коломенский.

С июля 1981 до 1985 года клириком собора был священник Евгений Ждан (c 2002 года — митрополит Нижегородский и Арзамасский).

Настоятели собора

Настоятели собора за всю историю

Даты

Настоятель

28 января 1752 — 13 марта 1758 протопоп

Лука Иванов

13 марта 1758—1781 протопоп

Андрей Михайлов

1781 — …

протопоп Симеон Матфиев

1793—1798

протоиерей Лукиан Феодотович Протопопов

18 июня 1799—1806

священник Иоанн Рябинин

1806 — март 1807 в

протоиерей Александр Александро

31 марта 1808 — 1 января 1816

протоиерей Алексий Алексиевич Торопогрицкий

29 июня 1816 — 6 сентября 1829 протоиерей

Антипа Гаврилович Гаврилов

11 января 1830 — 23 апреля 1867 протоиерей

Василий Иаковлевич Сицилинский

12 мая 1867— 15 октября 1882

протоиерей Михаил Михайлович Спасский (1800—1884)

1882 — 29 марта 1901

протоиерей Пётр Алексиевич Зиновьевский

4 апреля 1901 — 17 февраля 1908

протоиерей Владимир Феодорович Краснопольский (1841- …)

19 февраля 1908 — 30 июля 1918

протоиерей Сергий Алексеевич Голубев (1860—1918)

1918 — …

протоиерей Пётр Васильевич Троицкий (1850- после 1917)

1921 — июль 1923

протоиерей Михаил Владимирович Тихомиров

июль 1923 — сентябрь 1924 «епископ» Евгений (Белков)

По чётным числам

25 сентября 1924 — 25 ноября 1924

«архимандрит» Илия (Илия Густавович Тролле)

1924 — 12 января 1925

«священник» Михаил Васильевский

январь 1925 — апрель 1925

«священник» А. Строганов

1932 — 2 августа 1933

протоиерей Ксенофонт Павлович Виноградов (…—1933)

26 августа 1933—1935

протоиерей Иоанн Васильевич Морев

1935 — 13 марта 1936

протоиерей Николай Иоаннович Измайлов (… — около 1942)

март 1936 — 1 апреля 1937

протоиерей Павел Павлович Фруктовский (1878—1954)

1 апреля 1937 — 14 октября 1937

протоиерей Александр Феодорович Архангельский

октябрь 1937—1940

протоиерей Павел Павлович Фруктовский (1878—1954)

1940 — 19 декабря 1941

протопресвитер Алексий Григорьевич Абакумов (1869—1941)

декабрь 1941 — январь 1944

протоиерей Павел Павлович Фруктовский (1878—1954)

12 января 1944 — 21 ноября 1945

протоиерей Павел Петрович Тарасов (1899—1971)

10 декабря 1945 — 4 марта 1973

протоиерей Сергий Владимирович Румянцев (1903—1977)

21 февраля 1973 — 25 мая 1977

протоиерей Иаков Иосифович Ильич (1931—1981)

25 мая 1977 — 2 марта 1986

протоиерей Николай Михайлович Гундяев (род. 1940)

2 марта 1986 — 1 июля 1987

протоиерей Павел Григорьевич Красноцветов (род. 1932)

23 июня 1987 — 11 августа 2014

протоиерей Николай Михайлович Гундяев (род. 1940)

11 августа 2014 год — настоящее время

протоиерей Николай Брындин

История

Первоначально возведён по повелению императрицы Елизаветы Петровны в период с по 1754 год по проекту архитектора Михаила Земцова на месте съезжей избы (штаба) гренадерской роты лейб-гвардейского Преображенского полка в память о восшествии императрицы на престол с помощью солдат и офицеров этого полка. Закладка трёхпридельного собора состоялась 9 июня 1743 года. После смерти Михаила Земцова строительством руководил архитектор Пьетро Трезини, который несколько изменил проект, сделав собор в стиле барокко пятиглавым. Собор был освящён архиепископом Сильвестром 5 (16) августа 1754 год в присутствии императрицы, накануне праздника Преображения Господня. Пятиярусный иконостас и алтарная сень выполнены московскими резчиками Кобылинскими по эскизу архитектора Франческо Растрелли. Образа написал художник Мина Колокольников.


Спасо-Преображенский собор. 1891 год.


Внутренний вид Спасо-Преображенского собора. Начало XX века.

12 ноября 1796 года, во время царствования императора Павла I, полковой Спасо-Преображенский собор получил почётное название «собор всей гвардии».
8 (20) августа  года возник пожар, и первый Спасо-Преображенский собор сгорел, но из него успели вынести все основные святыни. От собора остались лишь стены.

В —1829 годах он был восстановлен архитектором Василием Стасовым в стиле ампир. Именно в этом виде собор и дошёл до наших дней. Восстановленный храм был освящён 5 (17) августа  года митрополитом Серафимом (Глаголевским). Главный алтарь был освящён в честь праздника Преображения Господня, правый (южный) придел — в честь Преподобного Сергия Радонежского, а левый (северный) — в честь священномучеников Климента Римского и Петра Александрийского, день памяти которых отмечается 25 ноября (по старому стилю).
Спасо-Преображенский собор был выбран в качестве архитектурного образца для сооружения Троицкого собора в городе Моршанске Тамбовской губернии, строительство которого началось в 1836 году и завершилось в 1857-м.

Для собора Ф. А. Верховцевым, в 1845 году, изготовлен оклад из серебра, для напрестольного Евангелия. В 1859 году им же выполнена серебряная одежда для престола, весом 10 пудов. В 1865 году, им же, изготовлена бронзовая гробница для плащаницы.

При соборе с 1871 года действовало приходское благотворительное общество, которое содержало богадельню, детский приют, столовую, школу для солдатских детей и бесплатные квартиры. С 1912 года в нём действовало Братство трезвости и целомудрия. В праздник Преображения Господня (народное название — Яблочный спас), приходящийся на 6 августа (по старому стилю), у храма устраивался традиционный фруктовый базар.

После революции 1917 года собор оставался действующим. В 1918 году он стал приходским, и знамёна, орудия и военные трофеи, хранившиеся в соборе, были изъяты и переданы в Артиллерийский музей, а с 1950 года эти реликвии находятся в коллекции Эрмитажа. В 1920-х годах были изъяты также многие ценные иконы.

В 1922 году собор перешёл к обновленцам. С 1924 по 1926 год собор принадлежал обновленческой группе «Союз церковного возрождения», возглавляемой Антонином Грановским, который к тому времени отделился от Обновленческого синода). Однако, «крохотная община не могла содержать огромного здания. Собор был вскоре передан староцерковникам».

С 1935 года до января 1944 года собор находился в ведении обновленческих структур; с 1939 года, после закрытия храма Спаса на Сенной, был главным обновленческим храмом в Ленинграде. Во время Ленинградской блокады в подвале храма было устроено бомбоубежище на 500 человек, в котором оказывали помощь раненым.

В 1946—1948 годах была проведена реставрация фасадов и интерьеров храма.

Казна Пугачева

Все богатства, которые попадали в сундуки Емельяна Пугачева как его доля военных трофеев, предназначались для Устиньи Кузнецовой — хранительницы императорского дома самозваного Петра III. «Императрица» держала трон в доме казака Ситникова, в Бердской слободе под Оренбургом. В местном архиве документов, относящихся к пугачевскому бунту, нашли письмо «Петра III» к жене, государыне-императрице Устинье. Послание заканчивалось такими словами:

Впрочем, «императрица» Устинья так и не получила этих богатств, не успела. Захваченная царскими войсками в своем тронном дворце, она навечно была сослана в Кексгольм. Такая же участь постигла и первую жену Пугачева, Софью Дмитриевну, с детьми Трофимом, Аграфеной и Христиной. Сундуки же пропали бесследно.

На следствии поверженному Пугачеву задавали множество вопросов, в том числе — куда он дел награбленные сокровища. Екатерину II особо интересовали серебряные монеты. В одном из писем она требовала выяснить:

На допросах Пугачев держался смело, и тайну своего клада не выдал. Это подтверждает запись в следственном деле:

Через месяц истязаний Емельян Пугачев гордо заявил: при всяких ужаснейших мучениях ничего более не скажет. Может быть, за эту стойкость заменили ему порядок традиционной казни четвертованием: сначала отрубили голову, и только потом — руки и ноги.

Казнь Пугачева

Опубликовано в: Тайны истории

Спасо-Преображенский собор и время

С 1871 года при соборе действовало приходское благотворительное общество, которое содержало богадельню и детский приют, столовую и школу для солдатских детей, бесплатные квартиры. С 1912 года в нем действовало Братство трезвости и целомудрия. В праздник Преображения Господня (Яблочный спас) 6 августа по старому стилю у храма устраивался фруктовый базар.

После Октябрьской революции 1917 года собор оставался действующим. В 1918 году он стал приходским храмом, знамена и орудия, хранившиеся в соборе, передали в Артиллерийский музей. Революция для собора не прошла бесследно: исчезло много ценных икон. С 1950 года воинские знамена, штандарты, оружие и трофеи гвардейцев хранятся в Эрмитаже.

В годы ленинградской блокады богослужения не прекращались. Священнослужители организовали в подвалах бомбоубежище на 500 нар. Здесь спасали и лечили раненых, снабжали людей кипятком и свечами. Нуждающимся помогали дровами, деньгами, маслом для освещения.

В соборе с довоенных времен остался запас стройматериалов, и прихожанам делали из железных листов печки-буржуйки, выделяли фанеру и картон взамен выбитых стекол. В 1946-1948 годах провели реставрацию фасадов и интерьеров храма. Промыслом Божиим собор не закрывался и в советское время: это большая редкость.

Интерьеры собора

В храме – три придела: главный, северный и южный. Собор Преображения Господня всей гвардии освещен естественным светом, богатое убранство смотрится торжественно.

Внутреннее убранство

Свод купола расписан под цвет голубого неба, в середине – Вифлеемская звезда с исходящими лучами. В парусах купола – иконы четырех евангелистов. Подкупольное пространство украшает пятиярусное паникадило на 120 свечей и малые люстры на 64 свечи, выполненные бронзовых дел мастером Дипнером.

В простенках между окнами – 8 ангелов, каждый держит орудие страстей Христовых: крест, копье, трость, молоток и клещи, гвозди, терновый венец. В центре храма – четырехъярусный иконостас, изготовленный по эскизам Василия Стасова. Иконы написали живописцы Егоров, Григорий Угрюмов, Василий Шебуев, Андрей Иванов.

Алтарь украсили колоннами и пилястрами. С левой стороны у колонн – церковная кафедра, украшенная резными гирляндами. На стороне, обращенной к народу, золоченая надпись: «Услышьте слово Господне!».

С правой стороны у колонн – Царское место, которое украшали символы державной власти: императорская корона со скипетром и мечом в венке из виноградных ветвей и два орла из золоченой бронзы. На стенах – панно, посвященные истории Преображенского полка.

Главный алтарь

Внутри по-домашнему уютно. От средней части храма алтарь отделен пятиярусным иконостасом, который взметнулся триумфальной аркой с золоченой резьбой по белому фону. В резных золоченных царских вратах – четыре овальных иконы: Благовещение Пресвятой Богородицы, Архангела Гавриила, евангелистов Иоанна и Марка, Луки и Матфея.

В центре иконостаса на третьем ярусе – Воскресение Христово, справа и слева – образы апостолов. Венчает иконостас полукруглая икона Господа Саваофа, сидящего на облацех и окруженного четырьмя ангелами.

Над царскими вратами в сиянии – вырезанный из дерева позолоченный круг, на котором написано Имя Божие. Вокруг престола – восемь колонн, расположенных дугой, которые связаны сверху карнизом и куполом, увенчанным крестом.

Алтари северного и южного приделов

В северном приделе – иконы святой праведной Елисаветы, святого благоверного князя Александра Невского, святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого. Над царскими вратами – «Тайная вечеря» в сиянии золоченых резных лучей и «Моление Спасителя о чаше».

В южном приделе храма – образы Рождества Христова и Богоявления. Над царскими вратами – икона «Успение Божией Матери» в бронзовой раме, выше – «Тайная вечеря» и фигуры коленопреклоненных ангелов.

«Дранг нах Остен» после 1945: мебель, одежда, еда и металлы

Кроме техники в счёт репараций до 1954 г. вывозили огромное количество разных товаров текущего производства и имущества. Вот данные только за 1945 г.: 73,5 тыс. вагонов стройматериалов и всякого имущества, конфискованного просто из квартир (включая десятки тысяч роялей и пианино), 458 тыс. радиоприёмников, 188 тыс. ковров, 941 тыс. единиц мебели, 241 тыс. часов (как настенных, так и настольных), 6370 вагонов бумаги, 588 вагонов посуды (фарфора больше всего), 3,4 млн пар обуви, 1,2 млн пальто, 2,5 млн платьев, 4,6 млн единиц белья, 154 вагонов тканей и мехов, 24 вагона, наполненных музыкальными инструментами, 2 млн голов крупного рогатого скота и 206 тыс. лошадей; 2,3 млн т зерна, 1 млн т картофеля и овощей, 1 млн т жиров и сахара, 16 т табака, а также 20 млн л спирта и 186 вагонов вина. Отдали немцы также 447,7 тыс. т чёрного и цветного металла, 174,1 т драгметаллов, миллионы книг и сотни тысяч предметов искусства, турбины и двигатели ракет ФАУ-2 и уран, столь ценный для советских физиков и создания атомной бомбы.

Первая советская атомная бомба. (commons.wikimedia.org)

Подобные поставки делались и позже. Немецкие активы в Восточной Европе, множество патентов и прав тоже перешли к Советскому Союзу. В 1953 г. в ГДР произошло восстание, экономика на фоне экономического чуда в ФРГ выглядела бледно, и СССР принял решение: с 1 января 1954 г. прекратить взимать репарации. Точную сумму, которую удалось получить за счёт всех поставок, подсчитать невозможно. МИД ФРГ считает, что СССР вывез из ГДР в счёт репараций примерно на 15,8 млрд долл. (это около 400 современных млрд долл.). Некоторые оценки достигают 22 млрд долл.

Прямой ущерб, который нанесли немцы СССР, составил намного больше — около 128 млрд долл. (679 млрд руб.), а если считать и косвенный — 485 млрд. Немцы разрушили 1710 городов и ПГТ, 70 тыс. сёл и деревень. Так что репарации покрыли убытки лишь частично. СССР пострадал от войны больше других стран, но от раздела германского пирога выиграл не так уж и много, если сравнить с другими. Не меньше выиграли США (им достались лучшие заводы, немецкие учёные и патенты), а в денежном эквиваленте больше всех получил Израиль (до 60 млрд долл.). Различные спонсируемые ФРГ фонды до сих пор выплачивают евреям компенсации за холокост.

Разрушенный Сталинград. (commons.wikimedia.org)

Примечания

  1. ?
  2. ? на сайте «Русские церкви»
  3. ? на spbcity.info
  4. ? , М. Умецкая, журнал «Костёр», № 2 за 2000 год
  5. Анатолий Левитин. , стр. 64.
  6. См. раздел II.
  7. ? Анатолий Левитин, Вадим Шавров.
  8. на сайте «Православный Санкт-Петербург»
  9. // Синодального Отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями
  10. Б. К. Пукинский 1000 вопросов и ответов о Ленинграде. — Л.: Лениздат, 1981. — 432 с.
  11. ? В. Н. Островская Информационный справочник «Святыни православного мира». — М.: УКИНО «Духовное преображение», 2008. — С. 195. — 400 с. — ISBN 5-85482-056-0
  12. На сайте Преображенского собора города Белгорода
  13. На сайте «Россия»
  14. Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии. — СПб.: 1876 Т. 5. — С. 84—240. Санкт-Петербургский мартиролог. — СПб.: Миръ, 2002. — 415 с.

История строительства

Собор возведен по велению императрицы Елизаветы Петровны с 1743 по 1754 годы. Проект здания в стиле классицизма разработал архитектор Михаил Земцов. С помощью созданного Петром I «потешного» полка, преобразованного в гвардейский Преображенский, 31-летняя цесаревна Елизавета обрела российский престол, похищенный немкой Анной Леопольдовной. Все участники бескровного дворцового переворота получили дворянство.

В память об этом событии, в знак благодарности господу за великую милость императрица повелела выстроить на территории Преображенских казарм собор для гвардейцев полка. 9 мая 1743 года Елизавета Петровна собственноручно заложила первый камень в основание трехпрестольного храма во имя Спаса Преображения Господня и подарила собору серебряный ковчег.

Государыня контролировала ход строительства и распоряжалась, откуда взять недостающие средства для храма. По ее личным указаниям размещали в соборе иконы, мастерили двери, окна и крыльцо. В августе 1754 года, незадолго до праздника Преображения, в присутствии императрицы архиепископ Сильвестр освятил новый собор.

Так в Петербурге появился пятиглавый каменный храм с пятиярусным иконостасом и резными алтарями. 12 ноября 1796 года при царствовании Павла I храм получил почетное название «собор всей гвардии».

Традиции Спасо-Преображенского собора

Приход возрождает традиции милосердия, учитывая современные нужды прихожан, применяя разнообразные методы. В 2014 году создан Благотворительный фонд собора, который занимается духовно-просветительской работой.

Воскресная школа создана 17 лет назад для религиозного и православного образования детей 5-15 лет и взрослых. Здесь же занимаются хоровым пением, развивая музыкальный слух прихожан.
Молодежный клуб приобщает молодое поколение к православию. Основа деятельности – доверие друг к другу. Здесь молодые люди получают ту помощь, которую не смогли получить за пределами храма.
Кружок «Священное писание» посещают прихожане, желающие правильно понимать Ветхий и Новый заветы.
Социальная служба бескорыстно помогает тем, кто в ней нуждается – бедные и бездомные прихожане. Для них собирают вещи, продукты питания.
Катехизаторские беседы проводятся с теми, кто вступает в церковную жизнь, принимает таинство венчания или крещения.
Посвящение в кадеты учащихся из кадетских классов.
Регулярное посещение собора школьниками и студентами, согласованное с комитетом по образованию.
Епархиальный конкурс чтецов.
Паломническая служба храма приглашает и собирает в путешествия к православным святыням Санкт-Петербурга и России, организует международные паломнические поездки.
Действует программа помощи людям с ограниченными возможностями, а также священнослужителям и их семьям.

Во время престольных праздников вспоминаются важнейшие события в жизни Иисуса Христа и Божией Матери.

Двери собора открыты для всех желающих, церковные службы идут каждый день. Многие приходят сюда специально, чтобы послушать стройное пение церковного хора. Хор – гордость собора. Хористы – профессиональные солисты Капеллы и Малого оперного театра. Хор исполняет традиционно русскую духовную музыку.

Все службы на первой седмице Великого поста, когда читается Покаянный канон Андрея Критского, на Страстной седмице и на 12 Евангелий поет только мужской хор.

Заключение

В современное время военные парады проводятся во всех странах мира. Как правило, они приурочены к праздничным мероприятиям национального значения. Это могут быть дни национального единства, независимости, военных побед.

Парады сохранили многие элементы военной атрибутики и приемов, формировавшихся веками. Парады демонстрируют гражданскому обществу: пеший марш со знаменами, штандартами, оружие, технику. Если это морской или авиационный парад, то в нем участвует техника соответствующих родов войск. Наряду с военными формированиями в парадных колоннах могут идти представители гражданских формирований и учебных заведений: полиция, пожарники, ветераны, курсанты, физкультурники и спортсмены, конные колонны, специальная гражданская техника.

Таким образом, наряду с праздничной составляющей, парад является выставкой достижений страны в военной и гражданской сферах, ее обороноспособности и сплоченности.
В отличие от других стран мира, военные парады в России кроме демонстрации возможностей армии и ее технической оснащенности, всегда имели идеологическую и пропагандистскую составляющую. В разные времена идеологическое наполнение парадов было разное. Это было связано с внешнеполитическим курсом правящей партии, оборонительной или наступательной военной доктрины страны, международной ситуации, наличием военных конфликтов и участия государства в них, развития военной промышленности и рекламирование новейших образцов техники, испытанных в реальных боевых условиях.

Мощь и возможности армии демонстрировались не только и не столько для российских граждан, а прежде всего для зарубежных стран, которые являются потенциальными военными противниками. Кроме того, демонстрация техники, это хороший способ продвижения достижений и технологий на военный рынок для стран, которые могут стать покупателями военной техники или стратегическими партнерами.

Изображение на заставке: на Freepik

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций

Поделиться в сетях:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: