На крыльях победы. как советская авиация отвоевала мирное небо в великую отечественную войну?

Превосходство в бою

Понятие «господство в воздухе», по аналогии с «господством на море», стало утверждаться в годы Первой мировой войны после массового применения авиации. В научный оборот термин ввёл итальянский военный теоретик Джулио Дуэ, который утверждал, что авиация должна играть в войне ведущую роль. В СССР понятие «господство в воздухе» получило признание после проведения манёвров под Бобруйском в 1929 году.

Уже в грандиозной битве под Москвой в 1941 году советские ВВС завоевали оперативное господство в воздухе (в основном за счёт наращивания авиационной группировки на московском направлении), а затем в Сталинградской битве — при срыве попыток немцев снабжать окружённую группировку Фридриха Паулюса по воздуху. При этом советская промышленность продолжала увеличивать производство новых самолётов (истребители стали поступать и по ленд-лизу — Р-40 «Томагаук», Р-39 «Аэрокобра»), а военные училища и школы — готовить лётчиков, которым ещё предстояло достичь стратегического господства.

waralbum.ru
При освобождении Таманского полуострова стрелков-гвардейцев 2-й дивизии с воздуха прикрывал 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк. Единственный полностью женский полк.

К началу битвы немецко-фашистское командование перебросило под Курск значительные авиационные силы, в результате авиагруппировка противника в этом районе превысила 2 тысячи самолётов. Но добиться численного перевеса в воздухе противнику не удалось — советская сторона противопоставила неприятелю около 3 тысяч самолётов. Кроме того, по плану Ставки ВГК в мае и июне были проведены две крупные воздушные операции с целью уничтожения авиации противника на аэродромах.

Борьба за господство в воздухе развернулась на фронте протяжённостью в 1200 километров. Массированными авиаударами по аэродромам и в воздушных боях советские ВВС уничтожили 506 самолётов противника (25% авиагруппировки, сосредоточенной на этом направлении), советские потери составили 122 самолёта. В результате были созданы важные предпосылки для завоевания стратегического превосходства в воздухе.

Освобождение Кавказа в 1943 г.

Советскому командованию удалось значительно пополнить и укрепить военные соединения, действующие в регионе. Серьёзную помощь им оказывали Черноморский флот и Азовская военная флотилия во время битвы за Кавказ.

Оккупантам удалось избежать окружения и отойти, с минимальными потерями, на запад Краснодарского края и севернее, в район Ростова. Но это означало, что план захвата Кавказа провалился: вновь повторять свои наступательные удары у немцев не было уже ни сил, ни возможностей.

Битва за Кавказ. Карта

Освобождение Северного Кавказа и Кубани Красной Армией в основном было закончено уже в конце зимы 1943 года. Но совсем уходить из этого региона немцы не собирались. На Таманском полуострове они подготовили для своих войск сильный плацдарм и возвели мощные оборонительные рубежи – «голубую линию». Её советские войска безуспешно пытались прорвать до октября 1943 г., когда немцы эвакуировались через Керченский пролив в Крым.

Истребитель для асов

Курская битва началась утром 5 июля, и борьба с авиацией противника сразу же приняла ожесточённый характер. Над районами боевых действий на направлениях главных ударов действовало с обеих сторон около 4 тысяч самолётов. Нередко над полем боя находилось одновременно до 200-300 самолётов различных типов.

В воздушных боях лётчики всех шести советских воздушных армий, участвующих в Курской битве, проявляли отвагу и высокое мастерство, а освоение новых скоростных и манёвренных истребителей (Як-3, Ла-5), снабжённых приёмо-передающими устройствами, позволило лётчикам-истребителям применять высокоманёвренные, эшелонированные по высоте боевые порядки, в которых действовали группы различного тактического назначения: ударные, прикрывающие, резервные. Каждая ступенька такого боевого порядка, получившего название «этажерка», выполняла строго определённую функцию: если вражеским самолётам удавалось уйти из-под удара одной ступеньки «этажерки», они тут же попадали под огонь другой.

waralbum.ru
Истребитель Як-3.

Это хорошо понимал и Семён Алексеевич Лавочкин. Накануне войны более мощный двигатель М-107 только проходил стендовые испытания, поэтому конструктор сделал ставку на мотор воздушного охлаждения АШ-82, который устанавливали на бомбардировщиках Пе-2 и Су-2, хотя считалось, что звездообразный мотор с большими поперечными размерами для истребителей не подходит. Но двигателисты уменьшили высоту цилиндров, и диаметр мотора лишь ненамного превышал габариты двигателя с жидкостным охлаждением ВК-105П, зато была достигнута мощность в 1700 л.с. вместо 1100 л.с. В результате в 1942 году в воздух поднялся модифицированный ЛаГГ-3, который летал быстрее «Мессершмитта-109G» на 40-50 км/ч.

Превосходство машины стало особенно ощутимым, когда истребитель с серийным наименованием Ла-5 появился на фронте. Чтобы нейтрализовать действия «Лавочкиных», немцы запустили в производство «Фокке-Вульф-190». Именно на широкое применение FW-190 в Курской битве и была сделана ставка германского командования. Но очередное чудо-оружие оказалось всего лишь продуктом пропаганды — «сто девяностые» часто становились добычей Ла-5.

Летом 1943 года в боях на Курской дуге экзамен держали уже истребители Ла-5ФН с форсированными моторами АШ-82ФН. Тяжёлые крыльевые лонжероны из древесины заменили металлическими, вес истребителя уменьшился, внешние обводы стали более законченными. Ла-5 был вооружён двумя пушками ШВАК, снабжёнными синхронизаторами для стрельбы через винт. А вскоре машина «ощетинилась» реактивными снарядами и бомбами. Потом историки назовут Ла-5ФН кошмарным сном люфтваффе.

waralbum.ru
Группа истребителей Ла-5ФН в полете.

Последнюю воздушную победу Иван Кожедуб одержал в небе над Берлином, став самым результативным асом СССР и стран-союзников в годы Второй мировой войны. На его счету 64 уничтоженных вражеских самолёта (по официальным данным — 62), в том числе реактивный Ме-262. Как признавался сам Кожедуб, в стане врага не было лётчиков, которые выдерживали бы его лобовой напор: «Все асы Геринга отворачивали, уходили вверх, и тогда я вспарывал им брюхо». Боевые возможности поступившего на вооружение Ла-5, а затем Ла-7 он использовал, что называется, на «все сто».

Доблесть и отвагу в боях на Курской дуге проявил и заместитель командира — штурман авиаэскадрильи 63-го гвардейского истребительного авиаполка гвардии старший лейтенант Алексей Маресьев. В апреле 1942 года тяжело раненный лётчик совершил посадку в тылу противника и в течение 18 суток ползком пробирался к фронту. После ампутации голеней обеих ног он, проявив необычайную волю, освоил протезы и в результате настойчивых тренировок вновь смог сесть за штурвал. В Курской битве на истребителе Ла-5 Маресьев сбил три самолёта противника и был удостоен звания Героя Советского Союза. За время войны Алексей Маресьев совершил 87 боевых вылетов на истребителях И-16, Як-1 и Ла-5, в воздушных боях лично сбил семь самолётов противника, из них четыре — после ампутации ног. По другим данным, на его счету 11 воздушных побед.

Воздушные сражения над Кубанью

5 фактов

 

Этот пост для Вас, если Вы хотите узнать что такое «кубанская этажерка», какой авиаполк называли «Дунькиным», кто и почему называл У — 2 «кофемолкой и швейной машинкой», как ИЛ – 2 помог прорвать «Голубую линию».

Факт 1. Воздушная битва на Кубани стала одним из крупнейших авиационных сражений Великой Отечественной войны. С обеих сторон в ней участвовало почти 2000 самолетов.

В отдельные дни проводилось до 50 групповых воздушных боев с участием 50–100 самолетов с каждой стороны.

За период с 17 апреля по 7 июня 1943 года противник потерял 1100 самолетов, советская авиация – 750.

Факт 2. Легендарный женский 46 гвардейский ночной бомбардировочно-авиационный Таманский полк под руководством Евдокии Бершанской наводил ужас на гитлеровских ассов.

Самым тяжелым за все время войны для летчиц оказалось воздушное сражение над территорией Кубани – прорыв «Голубой линии». Именно здесь они понесли огромные потери.

За годы войны летчицы и штурманы полка совершили 24 тысячи боевых вылетов. Бывали ночи, когда вылетали более 300 раз.

История бесстрашных летчиц легла в основу многих культовых художественных фильмов и книг.

Е. Д. Бершанская, командир авиаполка, стала почетным гражданином города Краснодара.

Факт 3.

В воздушном сражении на Кубани весной 1943 года легендарный летчик Александр Покрышкин впервые широко применил боевой порядок «Кубанская этажерка», который позже распространили во все истребительные авиаподразделения.

Наименование «кубанская» связано с широким применением данного приема весной-летом 1943 года во время воздушных сражений на Кубани, которые сопровождали наземное наступление советских войск на называемую «Голубую линию» немецкой обороны.

«Я сотка, иду на помощь!» Это был позывной Покрышкина. После этой фразы в эфире среди летчиков люфтваффе начиналась паника

«Ахтунг! Покрышкин ин дер люфт!» («Внимание! В воздухе Покрышкин!»)

А. И. Покрышкин стал почетным гражданином города Краснодара.

Факт 4. Без поддержки с воздуха голубую линию прорвать было невозможно. 19 штурмовиков ИЛ-2 впервые в военной истории использовали постановку дымовой завесы над полем боя. На самолеты подвесили баки с аэрозольной жидкостью, которая, смешиваясь с воздухом, создавала плотный белый туман. ИЛ-2 летели очень низко – в 50-ти метрах над землей.

         Факт 5. Узнать о воздушных боях подробнее вам поможет программа канала «Кубань 24» – «Война за Отечество». Одна из передач посвящена воздушным боям над Кубанью.

Война нового типа

Во Второй мировой войне противостояние в небе  не ограничивалось сражениями летчиков-асов. Воздушные бои велись над линией фронта и в ближнем тылу сторон,Целью боев было не столько уничтожение самолетов противника в воздухе, сколько атаки с неба на военные формирования на земле и на море.

Действия ВВС нужно было вписывать в единый план действий всех вооружённых сил. 

Авиация воевала для того, чтобы подавить огневую мощь противника в небе и на земле, разрушить наземные укрепления, защитить свои и потопить чужие военные корабли, расчистить своим пехоте, артиллерии и танкам путь для наступления, путь к Победе.

Советские летчики-истребители «охотились» на немецких асов, чтобы прикрыть свои бомбардировщики, а главной ударной силой ВВС стала штурмовая авиация.

Авиация во многом обеспечила перелом в ходе Великой Отечественной войны. Масштабные авиационные бои стали ключевыми этапами Сталинградской битвы и битвы за Кавказ.

В Среднедонской наступательной операции, которая началась 16 декабря 1942 года под Сталинградом, с обеих сторон было задействовано около 500 самолетов различных типов. При поддержке авиации Красная Армия за две недели прорвала вражеский фронт шириной в 340 километров, разгромила 11 гитлеровских дивизий и вышла в тыл группы армий «Дон», под командованием фельдмаршала  Манштейна.

А в апреле-июне 1943 года в небе над Кубанью состоялось одно из крупнейших воздушных сражений Второй мировой войны.

Германская армия задействовала около 1,2 тысячи самолетов,  в основном «Мессершмитты» BF-109  и новых модификаций G-2 и G-4, истребители FW-190, бомбардировщики He-111 и Ju-88.

Наступающая Красная Армия подняла в воздух 1050 боевых машин. В воздухе сражались как проверенные, так и новые советские истребители – ЛаГГ-3, Ла-5, Як-1Б, Як-7, а также полученные по ленд-лизу американские Р-39 «Аэрокобра», Р-40Е «Киттихоук» и британские «Спитфайр МК.V». По наземным целям  противника били пикирующие бомбардировщики Пе-2, штурмовики Ил-2 и «дальники» Ил-4.

По экспертным оценкам, потери советской авиации в этих битвах были существенно, более  чем на треть ниже потерь люфтваффе.

А во время битвы за Кавказ, советские летчики выработали ряд эффективных тактических схем и научились воевать в новых боевых порядках.

В Берлинской наступательной операции, которая началась 16 апреля 1945 года  участвовали 2-я, 4-я и 16-я воздушные армии, была задействована авиация ПВО Балтийского флота, дальние бомбардировщики 18-й воздушной армии.

Общая численность советской авиационной группировки у Берлина составляла 7,5 тысяч боевых самолётов разных типов.

В Люфтваффе к этому времени оставалось примерно 3,5 самолетов, но неизвестно сколько из них реально могли отправиться в бой – у немцев катастрофически не хватало горючего и боеприпасов.

А битва за Берлин закончилась разгромом как сухопутной, так и воздушной части вооруженных сил Германии.

Неравные силы

Более 80 лет назад, уже к началу Второй мировой всем противоборствующим сторонам стало ясно — одной из главных составляющих этой войны станет противостояние в небе.

В СССР готовились к такой войне, но к 1941 году не успели завершить модернизацию ВВС. Германия напала на Советский Союз, имея качественное превосходство в авиации.

Немецкие летчики с 1939 года успели получить большой боевой опыт в Европе — в ходе оккупации Франции, Польши, Скандинавии и Балкан, воздушных боев с английскими летчиками и бомбардировок Великобритании, в которых погибли тысячи мирных жителей.

У советских летчиков и командиров, которые успели повоевать только в составе авиабригад в Испании и отчасти в советско-финской войне, такого опыта не было.

Военная авиатехника Германии была более современной.

СССР к началу войны находился в стадии перевооружения — новая техника уже была, но ее не успели повсеместно поставить на вооружение и толком освоить, обучить летчиков.

Так что в первые месяцы войны советская авиация по большей части состояла из истребителей И-16 и И-153, которые объективно уступали немецким Bf-109.

Основу воздушного флота СССР в 1941-м составляли разработанные в КБ Поликарпова и введенные в эксплуатацию еще в 1934 году истребители И-16, которым советские летчики дали прозвище «Ишачок».

По оценкам экспертов, самолет был «упрямым» — сложным в управлении из-за задней центровки и малых размеров. Он по ряду параметров уступал немецким самолетам, но при этом  демонстрировал исключительные для того времени скоростные качества. И-16 сняли с эксплуатации в 1944 году, успев выпустить более 10 тысяч единиц в военные годы.

Подготовка и расстановка сил

► Карта кубанской военной операции.

К осени 1942 года Германия оккупировала основную часть Северного Кавказа и захватила Ростов-на-Дону. Коммуникации были нарушены, поставки нефти из Азербайджана и прикаспийских регионов в европейскую часть CCCP — прерваны. Оставался, правда, резервный путь по железной дороге, через Сталинград, где, как известно, состоялась одна из самых масштабных в истории человечества битв, в которой победила обороняющаяся сторона. Гитлеровцы отступали обратно на Запад, и Сталин собирался нанести двойной удар с Южных и Закавказских фронтов, чтобы окончательно разбить основные силы противника в этом регионе.

Немецкие части укрепились между рекой Кубанью и черноморским побережьем. Всего там находилось около 400 тысяч военных, у которых был прямой доступ к снабжению водным и воздушным путями из Крыма. Советские войска неоднократно пытались взять этот участок — к марту были освобождены Краснодар и Новороссийск. Дальше, правда, дело не шло — конечной целью этой кампании было вернуть контроль над Таманским полуостровом и вытеснить силы Германии с Северного Кавказа.

С 18 апреля командование операции взял на себя лично маршал Жуков. Вместе с главнокомандующими ВВС А. А. Новиковым и наркомом ВМФ Г. Н. Кузнецовым они разработали план по завоеванию полного господства в воздухе и поддержке наступления наземных сил на Северо-Кавказском фронте.

► Маршал Г.К. Жуков и нарком ВМФ Г.Н. Кузнецов.

А вот силам Гитлера требовалось любой ценой удержать кубанский плацдарм до кардинальных перемен на Восточном фронте — в обозримом будущем там должен был образоваться важный опорный пункт для дальнейшего наступления на Советский Союз. Преимущество в численности сухопутных войск было явно не на стороне вермахта — всего три немецких корпуса и один румынский, зато с воздухом дело обстояло совсем иначе — с северных участков фронта были переброшены дополнительные эскадры самолетов.

Перед первыми воздушными битвами за Кубань за СССР числилось от 750 до 1300 самолетов, а за Германией — от 400 до 1100. Как всегда, каждый из участников войны старался преувеличить силы противника в случае собственного поражения, и наоборот.

С 1 апреля в сражениях в основном участвовала 4-я воздушная армия — как собственные советские самолеты, так и приобретенные у союзников по ленд-лизу. К первым относились истребители Як-1, Як-7, Ла-5 и ЛаГГ-3, штурмовик Ил-2, многоцелевые бипланы По-2 и Р-5. Союзники предоставили нам американские истребители P-39 Airacobra, P-40 Warhawk, британские Spitfire Mk V и бомбардировщики (опять же из США) DB-7 Boston.

► Советские истребители Як-1, Як-7 и Ла-5 .

От люфтваффе в бой шли эскадры истребителей «Мессершмитт» Bf.109, Bf.110 и «Фокке-Вульф» FW-190, бомбардировщики «Хейнкель Хе» 111 и «Юнкерсы Ю» 88 и 87D, а еще транспортные самолеты «Юнкерс Ю» 52.

Несмотря на явное превосходство немцев перед битвой, ВВС СССР успели оправиться после потерь в начале войны. Постоянно совершенствовались технологии и применялись новые конструкторские решения. Хотя если сравнивать модели «по классам», люфтваффе все равно пока были впереди: истребитель ЛаГГ-3 уступал «Мессершмиттам» в скорости и боевом оснащении, а Яки частенько выходили из строя из-за дефектов производства.

Как ни странно, одной из лучших моделей на вооружении у Советского Союза на тот момент оказалась американская «Аэрокобра». «Спитфайры» были попроще, к тому же из-за особенностей дизайна их часто путали с немецкими самолетами и сбивали в режиме, так сказать, friendly fire. Отметим и Ил-2 — уникальный на тот момент штурмовик, в котором сочетались хорошее боевое оснащение и достойные защитные качества корпуса; этот зверь эффективно поддерживал наземные силы. Многоцелевые бипланы действовали преимущественно ночью, равно как и бомбардировщики дальней авиации Ил-4 и Ли2ВВ.

► Ленд-лизовские P-39 Airacobra, P-40 Warhawk DB-7 Boston .

А вот Германия к весне сорок третьего замедлила темпы своего технологического совершенствования — ее изначально мощную авиацию успешно догоняли силы противника. Гитлеровцам приходилось воевать сразу на несколько фронтов и рассредоточивать свои силы по разным частям континента.

Битва за Кавказ кратко

В Битве за Кавказ, дата которой определяется как июль 1942 – октябрь 1943 гг., германское командование рассчитывало захватить богатые ресурсы юга СССР – прежде всего, нефть и хлеб, чтобы в условиях провала блицкрига обеспечить ведение затяжной войны. В то время в этом регионе добывалась почти вся нефть Советского Союза – примерно 90%.

Советские войска в битве за Кавказ

Советские войска нанесли оккупантам поражение на Кавказе, однако решительного разгрома или операции, которая позволила бы запереть гитлеровские войска в этом регионе, не получилось. Благодаря грамотному отступлению, основные силы немцев и их союзников смогли благополучно эвакуироваться в Крым и на Украину.

Вторая серия

Далее действие переместилось к станице Крымская и происходило с 28 апреля по 10 мая. В первый день самолеты люфтваффе совершили около 850 налетов, атакуя наземные части наступавшей советской армии. На второй день наши воздушные силы огрызнулись и нанесли превентивный удар в зоне возможного наступления врага, куда было сброшено около двухсот тонн бомб. Тогда же, 29 апреля, прошел один из самых масштабных боев, в котором участвовало около 500 советских и 250 немецких самолетов.

Наша авиация продолжала наступление на Крымскую, и к началу мая, после продолжительных бомбардировок, ей удалось прорвать наземные части немцев и продвинуться на десять километров. Тактика поведения самолетов была достаточно тривиальна: сначала над полем боя появлялись группки по три-четыре истребителя-разведчика, которые по радио сообщали воздушную обстановку. Затем прибывала более серьезная эскадрилья истребителей — они отвлекали вражеские самолеты и позволяли своим бомбардировщикам спокойнее работать. В одной локальной битве, как правило, одновременно участвовали 50—80 самолетов.

От Мысхако до Крымской

Воздушную битву над Кубанью можно условно разделить на три этапа, каждый из которых соответствовал тому или иному этапу наступления на земле. Первый этап начался неожиданно для советского командования, когда немцы, от которых ждали сугубо оборонительной тактики, внезапно перешли в наступление, стремясь уничтожить захваченный нашими морскими пехотинцами 4 февраля 1943 года плацдарм на мысе Мысхако — знаменитую Малую землю. Используя традиционную тактику, немцы начали атаку с массированного налета на защитников Малой земли, и, надо признать, этот удар советская воздушная разведка предупредить не смогла. В итоге в первые дни воздушного сражения на Кубани перевес был на стороне немецких летчиков, которые имели аэродромы, расположенные ближе к линии фронта, что позволяло им выполнять по несколько вылетов в сутки. Однако вскоре ближе к месту боев подтянулась и советская авиация, усиленная приданными резервными частями, и 20 апреля наступил перелом: наши летчики сумели завоевать превосходство в воздухе. В итоге всего за неделю потери немцев составили 152 самолета, советские ВВС потеряли несколько меньше, но самое главное, без поддержки с воздуха наступление германской армии на земле захлебнулось: глубина продвижения составила не более одного километра!

После недельной передышки, 28 апреля немецкая авиация нанесла новый массированный удар по советским войскам, готовившимся к наступлению на станицу Крымскую — крупный транспортный узел на Кубани. На этот раз переломить ситуацию советским летчикам удалось всего за сутки: сказался опыт, полученный на первом этапе сражения. Надо заметить, что по инициативе командования ВВС Северо-Кавказского фронта генерал-лейтенант Константин Вершинин и координировавший действия всей авиации на Кубани главком ВВС маршал авиации Александр Новиков быстро наладили обмен накапливавшимся опытом, и найденные кем-то тактические приемы быстро перенимались остальными летчиками. В результате уже к 30 апреля активность немецкой авиации снизилась вдвое, зато настолько же возросла активность советской. Сыграли в этом роль и регулярные налеты советских бомбардировщиков и штурмовиков на немецкие аэродромы: теперь близость к фронту играла против них. И в итоге к 10 мая, когда завершился второй этап воздушной битвы, советская авиация по численности в полтора раза превосходила немецкую. 

Вплоть до Берлина

В течение оборонительной операции на Курском выступе было проведено около тысячи воздушных боёв, в которых «сталинские соколы» сбили 1400 вражеских самолётов. Потери советской авиации оказались в 1,5 раза меньше. При этом ВВС Красной армии обрушили мощные бомбовые и штурмовые удары по наступающему противнику, способствуя тем самым успешному исходу оборонительного сражения и созданию условий для перехода в контрнаступление, которое началось с авиационного наступления.

После разгрома врага на Курской дуге борьба в воздухе не прекращалась. Форсирование Днепра, освобождение Киева, другие операции 1943 года происходили при самом активном участии авиации. Однако советские лётчики уже не встречали столь сильного противодействия, как раньше. В 1943 году гитлеровцы лишились на советско-германском фронте более 20 тысяч самолётов, что составило свыше 80% всех боевых машин, выпущенных в том году промышленностью Германии.

waralbum.ru
Подростки у немецкого истребителя Fw. 190, сбитого на Курской дуге.

Разгром авиационных группировок противника способствовал завоеванию стратегического господства в воздухе и успеху последующих наступательных операций Красной армии. Активность борьбы с авиацией противника не снижалась вплоть до конца Победы. Причём в 1945 год советские ВВС вступили в зените могущества — превосходили воздушный флот вермахта более чем в три раза.

Группировка советской авиации трёх фронтов, которые привлекались к проведению Берлинской операции, состояла из трёх воздушных армий: 4-й воздушной армии 2-го Белорусского, 16-й воздушной армии 1-го Белорусского и 2-й воздушной 1-го Украинского фронтов. Кроме того, к операции привлекались 18-я воздушная армия, ВВС войска Польского. Общая численность советской авиации в Берлинской операции составляла 7500 боевых самолётов. Немецкая авиация в районе Берлина имела около двух тысяч самолётов, в том числе 70% истребителей.

Чтобы небо было русским, авиационная промышленность СССР, восполнив потери, понесённые ВВС в первый период войны, с каждым месяцем давала фронту всё большее количество самолётов. После вынужденной эвакуации заработали авиационные предприятия в Куйбышеве, Казани, Чкалове, Уфе, Омске, Новосибирске, Иркутске, Тбилиси, Ташкенте, других городах страны. Самолёты многих типов строились массовыми тиражами.

waralbum.ru
Сборка истребителей Як-7 в цехе Новосибирского авиационного завода им. В.П. Чкалова.

Интересна оценка советских ВВС в период 1942-1943 годов, которую озвучило немецкое командование: «Процесс восстановления ВВС РККА, начавшийся осенью 1941 года после сокрушительных ударов немецких войск, в течение следующих лет неуклонно возрастал

Принимая во внимание, что 1942 год прошёл под знаком полного превосходства в воздухе авиации люфтваффе, к концу 1943 года ситуация кардинальным образом изменилась. К этому времени русские научились извлекать выгоду из своего значительного численного преимущества и во многих конкретных случаях доминировали в воздушном пространстве над полями некоторых крупных сражений

Практически неограниченные ресурсы в личном составе, материальной части и топливе позволяли ВВС РККА концентрировать над своими наступающими наземными войсками большое количество бомбардировщиков и штурмовиков с сильным истребительным эскортом. В то время как советские ВВС становились всё более агрессивными, люфтваффе, наоборот, вынуждены перейти к обороне. По сравнению с 1941 годом ситуация изменилась радикально».

Добавить к этому признанию нечего…

Летающий танк

Главной ударной силой советских ВВС стал штурмовик Ил-2, который применялся для поражения целей как в воздухе, так и на земле. Его разработали в 1940-е годы  в ОКБ-240 под руководством С.В. Ильюшина, а в германских войсках прозвали «летающий танк», «черная смерть», «бетонный самолет».

Ил-2 был самым массовым в истории боевым самолетом  – за годы Великой Отечественной войны в СССР выпустили более 36 тысяч машин.

Несмотря на высокие скоростные и другие технические характеристики, Ил-2 погибали под зенитным огнем противника и под ударами немецких истребителей. Самым уязвимым в этом одноместном штурмовике был бортовой стрелок — в отличие от пилота он не был защищен броней.

С этим связано множество жизненных историй и человеческих судеб советских летчиков  и бойцов.

Одна из них – об Ил-2, найденном на дне озера, восстановленном и поднятым в воздух участниками проекта «Крылатая память Победы».

В 1943 году этот самолет находился в составе 46-го штурмового авиационного полка ВВС Северного флота. На задании по уничтожению вражеского аэродрома Луостари его пилотировал летчик Валентин Скопинцев, а на борту вместе с ним находился стрелок-краснофлотец Владимир Гумённый.

Во время атаки Ил-2 был сбит попаданием снаряда немецкой зенитной установки. Затем ему пришлось «вручную» пулеметными очередями отбиваться от «Мессершмитт» Bf 109. Повредив немецкий истребитель, экипаж сумел уйти от преследования, но дотянуть до «родного» аэродрома Ваенга-2 не получилось.

Пилот сумел посадить подбитую машину на лед озера у поселка Сафоново-1 в Мурманской области и добраться до расположения советских войск. Он прошел почти пять километров через лес — по пояс в снегу с раненым стрелком на плечах.

Военный летчик Валентин Скопинцев, награжденный тремя орденами Красного Знамени, умер в 1993 году, завещав своему сыну Олегу Скопинцеву найти самолет, в котором осталось его оружие и планшет с документами.

Великая Отечественная война на Кавказе – итоги борьбы за регион

Битва за Кавказ началась с стремительного наступления гитлеровцев, и первый её этап остался за немецкими войсками. За отлично проведённую наступательную операцию её командующий Эвальд фон Клейст получил звание генерал-фельдмаршала. Но к концу 1942 года наступательный потенциал гитлеровских войск был исчерпан.

Медаль «За оборону Кавказа» получили более 800 тыс. красноармейцев и партизан

Освобождение Кавказа 1943 года стало отличным примером эффективного взаимодействия советских войск с ВВС, флотом и партизанскими отрядами. Важнейшие нефтеносные и сельскохозяйственные районы страны остались под контролем Советского Союза. 

Битва за Кавказ выявила проблему массового предательства некоторых народов, которая была решена радикальным образом. Советская власть, вернувшись в регион, полностью депортировала в Сибирь и Среднюю Азию чеченцев, ингушей, карачаевцев, балкарцев, и ликвидировала автономии этих народов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: